Эксперт рассказал «Самарским известиям» о том, как и зачем применяется гипноз, а также развеял самые популярные мифы об этом методе лечения
Елизавета Орловская: «В состоянии транса вы, сами того не замечая, можете находиться несколько раз за день»
«Закройте глаза. Расслабьтесь. Подумайте о приятном. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. Когда я досчитаю до десяти, вы уснете», - вероятно, так начинается сеанс гипнотерапии, которая в настоящее время пользуется популярностью. По крайней мере, так его представляет большинство людей. Действительно ли это так? Что происходит дальше, когда человек оказался в состоянии транса? Может ли гипнолог заставить человека делать то, что он не хочет? И, наконец, какие проблемы можно решить с помощью гипноза? Обо всем этом и многом другому «Самарские известия» узнали у специалиста по эриксоновскому гипнозу Елизаветы Орловской.
Доступ в закрытую зону
Мы сидим в мягких креслах белого цвета. За окном сгущаются сумерки. Елизавета, миниатюрная рыжеловолосая девушка, тихим и слегка убаюкивающим голосом отвечает на мои вопросы. Самая подходящая атмосфера для разговора об искусстве гипноза.
- По сути, это состояние транса. В нем вы, сами того не замечая, можете находиться несколько раз за день. Для этого вам необходимо сконцентрироваться, прежде всего, на себе и своих ощущениях, мыслях, памяти. Вспомните, как вы, читая книгу, перестаете понимать ее содержание, задумываясь о чем-то своем. В этот момент вы сместили фокус внимания, - поясняет Елизавета.
Человеческое сознание хранит огромное количество информации. Но еще более внушительное хранилище полезных ресурсов содержится в нашем подсознании (бессознательном). Это могут быть детские воспоминания, переживания, множество другой неизвестной нам информации - все, что мы когда-либо видели и слышали. Эта информация остается для нас неизвестной именно потому, что доступа к ней у нас нет. В обычном состоянии. Такую возможность может дать только состояние транса.
Обращение к себе
- Есть два основных широкоприменяемых вида гипноза: директивный и эриксоновский. Думаю, даже название первого уже говорит само за себя. Директивный метод – то, к чему мы привыкли и то, как большинство людей представляют себе гипноз, - начинает Елизавета.
- То есть, когда гипнотизер водит у тебя перед лицом каким-то предметом и говорит: «Я приказываю тебе уснуть»? - уточняю я.
- Необязательно предметом, можно и руками, - улыбается собеседница. - Как говорил Милтон Эриксон (американский психотерапевт - прим. авт.): «Воображаемые шарики обходятся дешевле».
Елизавета изображает движение невидимого шарика:
- Люди меня, бывает, спрашивают: «А если вы у меня во время сеанса вытащите все деньги? А если вы меня заставите банк ограбить?» Зачем? Если бы прецеденты были, мы бы об этом уже знали. В директивном подходе гипнотизер управляет человеком. Только не нужно воспринимать это в негативном контексте. Человек разрешает ввести себя в транс, а значит, вручает себя во власть гипнотизера. Этот метод всегда предусматривает внушение. Например, «Есть много вредно, не ешь», - обращаются к человеку с проблемами с лишним весом.
- Второй вид гипноза продемонстрировал Милтон Эриксон. Его подход более мягкий. Как мы выяснили, войти в транс вы можете и самостоятельно, вот только что вы там сумеете сделать? Разве что, плыть по течению. Специалист в таком случае только помогает человеку войти в состояние транса, являясь его проводником в мире бессознательного. В трансе мы воссоздаем какие-то проблемные ситуации, человек принимает для себя необходимые решения. По большей части моя задача – сместить фокус внимания моего подопечного с внешнего мира. Мы привыкли переживать то, что другие думают о наших словах и действиях, как они реагируют. В трансе мы от этого отдыхаем. Возникает состояние спокойствия и гармонии. Поэтому людям очень приятно обращаться к себе.
Говорят, что гипноз…
Гипноз окутан разнообразными мифами. Подтвердить их или опровергнуть я попросила свою собеседницу.
В частности, бытует мнение, что загипнотизированный человек не способен контролировать свои действия. Такое впечатление складывается потому, что он сконцентрирован на себе и словах гипнотизера. Однако, по словам специалиста, в состоянии транса человек осознает свои действия.
Также говорят, что некоторые люди не поддаются гипнозу. И этот стереотип развеяла Елизавета Орловская. Она заметила, что, конечно, бывает, что человек сопротивляется, но, несмотря на это, гипнолог все же может ввести в транс любого человека, который осознанно дал согласие на подобный шаг.
Избавить от аллергии на джинсы
Оказывается, что спектр сфер, в которых можно применять гипноз, очень обширен. Под эту категорию попадает любой вопрос психологического характера: семейные консультации, психосоматика (влияние психологических факторов на возникновение заболеваний – прим. авт.), эмоциональная сфера, самооценка, зависимости, страхи и фобии.
- Как говорит мой учитель: проблемы обычно приходят пачками. Если началась стезя страхов, то за одним человеком с такого рода проблемой обязательно придут еще три или четыре человека со страхами. В прошлом году у меня была такая «пачка». Люди приходили со словами: «Я хочу покончить с собой». После сеансов у них, как правило, не оставалось таких мыслей, бывало, что они даже не вспоминали о своих намерениях.
Бывало, приходилось работать даже аллергиями. Однажды обратилась девушка с конкретным запросом: хочу есть апельсины (на них у нее была сильная аллергическая реакция). В довесок ей очень хотелось не расставаться с любимыми духами, подаренные братом, которые ее организм также не переносил. Хотите верьте, хотите нет, но ей стало гораздо легче уже после первого сеанса, - рассказывает Елизавета.
- Какая связь между аллергией и психологическими проблемами? - недоумеваю я.
- У аллергии есть много разных зацепок психологического характера. Где-то в подсознании может быть некая «запись». К примеру, я сама видела, как родители говорили или думали о том, что у ребенка будет аллергия, у их детей и вправду она появлялась. Эта закономерность действует и в обратную сторону. Мы же не знаем, что видит и слышит ребенок, находясь в утробе матери или будучи совсем маленьким. А он вполне может оставить себе подсознательную «запись» об аллергии. И вот она у него появляется.
- Знакомый специалист рассказывал интересную историю. Как-то он зашел к своему другу-аллергологу в гости. К врачу на прием пришла пациентка – молодая девушка. Говорит: «У меня аллергия на джинсы». В качестве альтернативного метода лечения аллерголог предложил ей помощь гипнолога. Она согласилась. Выяснилось, что девушка не замужем. Ей почти 30, а спутника жизни пока не встретила. Она очень любит носить джинсы. А все окружающие ей твердят: «Ты одеваешься, как парень. Никогда не найдешь себе мужа, если будешь носить джинсы». Девушка принимает мимолетное, но эмоционально очень сильное решение: она не будет носить джинсы, иначе не найдет себе мужа. На следующий день об этом забывает и продолжает надевать любимую одежду. Но о принятом решении помнит бессознательное. Оно делает ход конем: раз так не понимаешь – на тебе аллергию.
Что до различного рода зависимостей – тут по словам эксперта дела обстоят гораздо сложнее:
- Тут моя основная позиция: человек должен прийти сам, захотеть, чтобы его лечили, - говорит моя собеседница.
В сжатые сроки
- Каждый человек индивидуален. Вводя его в состояние транса, надо говорить на его языке. Например, приходит программист – он все понимает на языке ноликов, точек и клавиатуры. А есть личности воздушные – им можно рассказать про цветочки, - улыбается Елизавета. - И проблемы у всех разные. Однако, как правило, результат появляется через пару сеансов. Максимум мы можем встретиться шесть раз, в самых крайних случаях доходит до десяти сеансов.
- Допустим, к вам пришел человек, страдающий от неуверенности в себе. С чего вы начнете с ним работать? - интересуюсь я.
- Сначала, конечно, я с ним поговорю. Спрошу о детстве: что происходило, как воспитывали родители, давали ли свободу в принятии решений. Таким образом, я пойму, в какой временной период мы отправимся с помощью транса, где мы будем перепроживать его опыт.
С гипнотерапией прогресса можно добиться быстрее, чем, например, на сеансах психотерапии. Они построены на логике. Например, человеку сознательно нужно от чего-то отказаться. А если у него есть какие-то «карманы» (те самые зацепки в бессознательном, мимо которых он не может пройти)? Сколько времени ему потребуется потратить на занятия психотерапией, прежде чем он избавится от ненужных зацепок? А так мы сразу работаем с бессознательным.
Однажды ко мне обратился молодой человек - брутальный, сильный, не испытывающий недостатка внимания со стороны противоположного пола, но жутко робеющий перед своим начальником. А ему предстояло сдавать экзамен на повышение квалификации. У парня были конкретные сроки, в которые нам нужно было избавиться от неуверенности. Цели мы добились, уложившись в нужные сроки, - завершает наш разговор Елизавета Орловская.
Число просмотров: 320.