Жительнице Самары отказали в трудоустройстве из-за внешности
Утро Людмилы Зверевой (фамилия изменена) началось, как обычно, с обзвона работодателей. Людмила работает в торговле и не так давно попала под сокращение. Теперь активно ищет, где бы применить свои трудовые навыки: как-никак, за плечами более 20 лет стажа. Среди контактов оказался номер самарской чебуречной, каких в Самаре десятки. Набрав телефонный номер, она связалась с хозяином точки и уточнила все нюансы по поводу возраста и стажа. «Да, все хорошо, приезжайте» - прозвучало в трубке.
Однако как только Людмила приехала на место, то буквально с порога услышала от своего несостоявшегося шефа, что она не подходит для работы в его заведении, потому что не сможет пройти «фейс-контроль». Да-да, именно такой термин применил хозяин чебуречной. «Вы не подходите нам по лицу» - перевел свою почти англоязычную речь на русский «чебуречный король».
Женщина была настолько шокирована таким ответом, что даже не смогла что-то сказать, и молча удалилась. Когда же пришла в себя, то написала жалобу в инспекцию по труду и позвонила к нам в редакцию.
Корреспондент «Самарских известий» решил сам побывать в той чебуречной и побеседовать с теми, кто отказал Людмиле, да еще в такой грубой форме.
За базар не ответили
Чебуречную на Аминева, 5а, куда ходила устраиваться Людмила, оказалось не так-то просто найти. Помогли местные жители, которые сразу указали дорогу. Здание разделено на две половины. В первой - кафе-чебуречная, во второй - кулинария. Я зашла в кафе и обратились к официантке с вопросом, где найти руководство. Оглядев меня с головы до ног, леди в фартуке небрежно посоветовала обойти здание и подняться на второй этаж. Встретили нас, мягко говоря, прохладно. Павел Паршин, представившийся директором чебуречной, стал отрицать, что подобный разговор с Людмилой имел место.
- К нам приходит устраиваться много людей, и многие из них обижены на жизнь. Поэтому они пытаются вылить свои обиды на окружающих, - начал сеанс психоанализа Паршин.
Он также заявил, что всегда оценивает людей исключительно по их профессиональным качествам, потому что чтит Трудовой кодекс. Тут мне невольно пришел на память Остап Бендер, который тоже чтил кодекс, правда, уголовный.
– Все соискатели заполняют анкету, - продолжил он, кивая на стопку бумаг, объединенных надписью «продавец». Если нам человек не подходит по каким-то критериям, он может обратиться к нам с запросом, и мы мотивируем свой отказ в письменной форме. Конечно, контингент приходит разный. Очень многие не имеют высшего образования, употребляют алкоголь. Последних сразу видно.
- И как же вы вычисляете «алкоголиков» - опять-таки по лицу? - спрашиваю.
Паршин старается уйти от разговора, а потом внезапно дает понять, что даже если он и говорил кому-то про «фейс-контроль», то нам он в этом не признается. Что ж, логично…
Как выяснили «Самарские известия», владельцем и директором ООО «Чебуречная» является Александр Добряков. Правда, сейчас он находится в отпуске, как нам сообщили в приемной.
КОММЕНТАРИИ
Ольга Гальцова, уполномоченный по правам человека в Самарской области :
- Я постоянно сталкиваюсь с вопросами, связанными с трудоустройством людей, которые лишились работы по различным причинам. Но отказ работодателя, обоснованный тем, что работник ему не подходит по внешним данным, является противозаконным. Это нарушение Трудового кодекса, поэтому соискательнице нужно обратиться в суд. Руководители, которые так себя ведут, просто находятся не на своем месте, потому что их человеческие качества не соответствуют должности, которую они занимают. Это как раз тот самый человеческий фактор, о котором все говорят. Что можно сказать… Очень досадно, что такие люди вершат судьбами других людей. Можно же отказать человеку деликатно, а здесь налицо не только нарушение трудового законодательства, но и этических норм.
Виктор Семенов, член общественного экспертно-научного совета при министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области:
- Работодатель должен дать письменный мотивированный отказ. То есть, если данного соискателя не хотят брать, то работодатель должен обосновать свой отказ в письменной форме, почему он ему не подошел. Если же заявления не было, а просто кто-то с кем-то поговорил, то, конечно, слова к делу не пришьешь.
Константин Лисецкий, декан психологического факультета СамГУ:
- Всегда есть определенные условия. Допустим, если она хотела пойти на конкурс красоты, и ей отказали, - это одно. Но здесь просто нужно учитывать хамство этого работодателя, который с ней беседовал. К тому же, если эта дама выбрала деятельность, где бытуют агрессивные условия и острая конкуренция, то она должна была быть готова держать удар. Если же рассматривать ситуацию глубже, то работодатель имеет право на такой отказ, поскольку он заинтересован в успехе своей организации. Другое дело, какая выбрана форма для отказа.
Число просмотров: 338.