18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Пивовар, коллекционер, путешественник

По волнам памяти

Рио, я прибуду на днях

Диагноз: художник от Бога

Пивовар, коллекционер, путешественник

Валерий ИВАНОВ
№29 (7082) от 28.07.16

В Самарском художественном музее развернута выставка к 170-летию со дня рождения Альфреда фон Вакано

Эта выставка – дань памяти Альфреду фон Вакано - человеку, чья многообразная деятельность на различных жизненных поприщах оставила заметный след в истории Самары.

Пришедшие в музей имеют возможность не только увидеть много интересного в развернутой в его залах экспозиции, охватывающей несколько столетий и множество расположенных на разных континентах стран, но и приобщиться к судьбе знаменитого коллекционера, путешественника и мецената, воздать должное личности собирателя уникальной коллекции.

Редкостное собрание
Альфред фон Вакано был неутомимым коллекционером. Обзаведясь капиталом, он со своей женой много путешествовал. Вакано побывал в Китае, Индии, Японии, Иране, в Африке и Австралии, в Греции, Италии, Германии, Дании, Голландии, Франции и других странах и всюду приобретал интересовавшие его уникальные вещи и предметы прикладного искусства.

Специалисты отмечают, что в коллекции фон Вакано практически не было случайных вещей. Несмотря на то, что в годы революции в судьбе и самого коллекционера, и его собрания было немало драматических страниц, основная часть вакановского собрания в конечном счете оказалась в фондах Самарского художественного музея и составила фундамент его восточной коллекции. Часть наследия фон Вакано, а это занимающие три зала предметы прикладного искусства Китая и Японии, входит в постоянную экспозицию музея.

Стоит упомянуть, что наиболее ценные предметы из египетской и древнегреческой коллекций фон Вакано после революции попали на хранение в Эрмитаж, который в 1997 году «откомандировал» часть этих экспонатов в Самару на первую выставку, посвященную собранию фон Вакано.

Россыпь раритетов

Нынешняя выставка существенно дополняет представление об уникальном собрании фон Вакано. Есть на ней произведения декоративно-прикладного искусства отечественных мастеров, в числе которых – серебряная стопа с российским гербом 1768 года, фаянсовое блюдо с рельефным портретом царя Василия Иоанновича, врубелевская майолика.

Среди экспонатов из европейской части коллекции - произведенные в Дании, Голландии и Словакии изделия из фарфора и керамики. Выставлены также немецкая керамическая и оловянная посуда XVIII века, скульптурная пластика венских мастеров начала XX века. Искусство мастеров Ирана, Сирии и Средней Азии радует глаз изысканностью орнаментов на бронзовых и латунных кувшинах, искусной резьбой по шиферу, кокосу и дереву, тщательностью художественной обработки металла и керамики, красочностью инкрустаций.

Восток – дело тонкое

Наиболее полно представлены на выставке имеющие наибольшее художественное и научное значение произведения восточного искусства. В китайской коллекции Вакано - все виды традиционного искусства этой страны от старинных изделий XIV - XVII веков до фарфора, изделий из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированной и резной мебели ХVIII – ХIХ веков.

Искусство Японии представлено произведениями ХIХ века. Это сразу привлекающие внимание фарфоровые статуэтки, инкрустированные костью и перламутром шкатулки. Здесь же находившиеся некогда в постоянной музейной экспозиции ширмы, в отделке которых использованы самые разные приемы: лаковая роспись, живопись, ткачество и вышивка.

В индийской части коллекции представлены произведения миниатюрной живописи и декоративно-прикладного искусства. Это изделия, исполненные в различных техниках обработки металла: насечке, гравировке, чеканке, инкрустации, а также сосуды, декорированные в специфической индийской технике «бидри». Особую группу составляют девять живописных миниатюр ручной работы XVIII - XIX веков из индийской коллекции фон Вакано. Когда-то являвшиеся иллюстрациями в рукописях, они были изъяты, разрознены, и теперь уже не представляется возможным определить их литературные источники и авторов.

Две миниатюры: «У бассейна» и «Портрет Бахадур-шаха на троне» относятся к знаменитой могольской школе. Их отличает изящество рисунка, тонкая работа кисти. Несколько миниатюр посвящено излюбленной сюжетной теме сказаний о Кришне. Одна из композиций относится к школе «пахари» («горная школа»). Красота предгорий Гималаев вдохновила художников на создание безмятежных и величественных образов. В свое время для атрибуции этих миниатюр самарским специалистам пришлось много поработать. Правильность атрибуции подтвердили коллеги из Эрмитажа.

Потомки

Сегодня об Альфреде фон Вакано собрано много материалов и свидетельств, документально подтверждены маршруты его зарубежных путешествий. Благодаря усилиям являвшейся многие годы директором музея Аннэты Басс и самарского писателя и краеведа Владимира Казарина удалось разыскать наследников фон Вакано, которые проживают в Гамбурге и Москве. В 2003 году они приезжали в Самару.

Сразу по приезде в Самару гости из Гамбурга отправились на пивоваренный завод. У них, по их собственному признанию, мурашки пошли по коже от узнавания зданий и мест, которые все они много раз видели на фотографиях семейного архива и о которых знали по рассказам матери Кристины Эльзы, родившейся в Самаре в семье дочери Альфреда фон Вакано Ольги. В 2003 году Эльзе - единственному здравствовавшему представителю рода фон Вакано, было уже 84 года, и она не смогла приехать с дочерью в Самару.

Гостьей Самары была и москвичка Ольга Альфредовна Вакано - экономист, преподаватель одного из столичных колледжей, представляющая другую ветвь известной династии.

Ольга рассказала, что в советские времена не очень поощрялось упоминание о таких предках, как Альфред фон Вакано. Тем не менее уже с раннего детства она многое знала и о самом прадеде, и о других своих родственниках. Но это была святая семейная тайна. Любопытно, что дедушка Ольги пытался заниматься пивоварением - тогда их семья жила в Средней Азии. Отец Ольги, инженер по профессии, приезжал в Куйбышев в командировку. Конечно, не на пивной завод, но, как ни странно, его здесь узнали: он действительно был очень похож на своего деда. Контакты Ольги с Самарой установились благодаря местному краеведу Владимиру Казарину, который прислал ей свою книгу об Альфреде фон Вакано.

Семейные реликвии

В семье фон Штайнекер сохранился находящийся в идеальном порядке архив с десятками фотографий, которые относятся к разным периодам жизни представителей рода фон Вакано, в том числе и к самарскому периоду. Гамбуржцы подарили Самарскому художественному музею CD-диск с уникальными фотографиями, рассказывающими о жизни Альфреда фон Вакано и его семьи.

Эти фотографии также представлены на нынешней выставке. На них фон Вакано запечатлен таким, каким впервые приехал когда-то в Самару, а также во время путешествий по разным странам. Есть здесь и фотография дома в Австрии, в котором он жил последние годы и умер.
Нет смысла перечислять все, что экспонируется на выставке. Лучше увидеть собственными глазами.

ФАКТЫ
Именно Альфреду фон Вакано, потомственному австрийскому дворянину, наш город обязан одним из своих самых популярных, узнаваемых в любом уголке России брэндов – Жигулевским пивом. Приехав в 1880 году с женой и двумя маленькими сыновьями в Самару, уже в 1881 году фон Вакано построил на берегу Волги по тем временам самый крупный в Поволжье пивоваренный завод. Все строения этого завода, с советских времен именуемого в народе Жигулевским пивкомбинатом, а также возведенный на его территории особняк, в котором более 30 лет прожила семья фон Вакано, целехоньки и сегодня, являя собой одну из заповедных архитектурных достопримечательностей Самары.

Династия

Гамбургская правнучка Альфреда фон Вакано Кристина фон Штайнекер работала директором городской библиотеки. Она присоединилась к своему сыну и его жене - музыкантам по профессии, которые отправлялись в Россию на гастроли в Санкт-Петербург и Москву и решили обязательно посетить Самару. Сведения о нашем городе Кристина нашла на сайте в Интернете. Особенно ее поразила помещенная на нем фотография знакомого ей с детства самарского пивоваренного завода. Это значило, что в далекой Самаре помнят о ее предке Альфреде фон Вакано. Среди нынешних представителей гамбургской ветви династии фон Вакано нет пивоваров. Не занимаются они и коллекционированием: это не так просто и, кроме того, требует больших средств.

Кристина записала воспоминания своей матери, где упоминается Мария Баредер - дальняя родственница Альфреда фон Вакано, которую он выписал в Самару из Австрии для ухода за шестью своими детьми. В Россию Мария приехала в возрасте 20 лет и сразу взяла в свои руки все бразды правления хозяйством, став вскоре незаменимой в доме. Их отношения с Альфредом фон Вакано постепенно переросли в любовь, хотя они никогда не были официально расписаны и жили в гражданском браке.

Именно с Марией Альфред фон Вакано путешествовал по разным странам, где приобретал составившие его коллекцию предметы искусства. Покинув Россию, они вернулись в Австрию и поселились в деревне, откуда Мария Игнатьевна была родом. Баредер умерла в середине 1960-х годов.  


Число просмотров: 1.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Июль 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Новости в фото










реклама