18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Сектор джаза» с волжским акцентом

Остановить «ласкового убийцу»

Некуда бежать

Народный глас им не указ

«Сектор джаза» с волжским акцентом

Георгий Портнов
№29 (7082) от 28.07.16

Самарский мультиинструменталист рассказал, зачем продвигать фьюжн в массы

В 2011 году автор этих строк познакомился c Дмитрием Болдырем. Тогда молодой джазовый пианист, выпускник Ростовской консерватории, только перебрался из Саратова в Самару, начал преподавать в тогда еще Академии культуры и дал первый заметный концерт в музыкально-филармоническом центре «Консерватория».

За последние 5 лет он вырос в востребованного мультиинструменталиста, композитора с собственным стилем и педагога, воспитавшего плеяду молодых и дерзких джазменов. Дмитрий стал солистом самарской филармонии, создал собственный проект Ocean jazz band и готовит фьюжн-программу для предстоящего «Метафеста». С этого мы и начали беседу.

– Что ты готовишь к «Метафесту»?
– Начнем издалека. Моему ансамблю Ocean jazz band пошел третий год. Я его организовал на базе филармонии. Являюсь идейным и художественным руководителем. Все эти два года мы готовили репертуар, и я постоянно тасовал состав исполнителей: одни уходили, другие приходили. Сейчас в коллективе играют почти все мои студенты. Под моим руководством появились первые профессионалы, которые окончили училище, а сейчас оканчивают институт, везде играют и выступают.

Пока коллектив находился на стадии становления, мы больше играли традиционный джаз, но в моих аранжировках. А потом я решил сделать абсолютно новую программу. Она называется «Союзмультфильм» proFusion». Я взял за ее основу песни из советских мультфильмов и пары кинофильмов авторства детских композиторов-песенников и подал их в стиле «фьюжн». Это направление появилось на свет недавно и стало результатом смешения разных джазовых стилей. Музыка тяжелая в плане сложных наслоений гармонии, непростых ритмических построений и мелодики.

Для новой программы я полностью переработал гармоническую основу композиций, так что осталась только мелодия. Сделал все буквально за неделю. Сидел и по ночам писал аранжировки. Своего рода генеральная репетиция прошла 7 июля на летней террасе бара Van Gogh. Потом на «Метафесте» нам предложили выступить те же люди, которые до этого помогали с поиском площадки. Наш концерт заявлен на 30-е число на 18:30 на «Мастрюках»: будет 50-минутный блок.

Я еще подумаю, издавать ли на эту тему новый альбом или просто сделать себе «демки» нескольких вещей, потому что планирую с этой программой попасть на серьезный джазовый фестиваль. Думаю, что для широкого круга зрителей это в любом случае будет интересно, потому что когда я писал аранжировки, старался, чтобы дух сказки и детства, атмосфера каждой песни осталась без изменений, чтобы люди, слушая программу, не задумывались о том, что меняется ритм и размер, а просто слушали родную песню в новой для себя обработке и получали удовольствие.

– Бас-гитарист Антон Давидянц, когда он выступал в Самаре с гастролями, говорил, что фьюжн — музыка понятная и интересная скорее музыкантам, чем массовым слушателям, и поклонников у нее единицы. Получается, что играя ее, вы оказываетесь в своего рода «башне из слоновой кости».
– Давидянц говорил правильные вещи. То, что это музыка, сложная для большого круга людей, - факт. Но здесь есть другой момент. У нас в России так устроен шоу-бизнес, что все продюсеры идут от простого. Они решают за человека, что ему нужно слушать. Когда на каких-то концертах, на больших площадках или в клубах, я часто предлагаю для выступления свои идеи людям, которые выполняют роль продюсеров, я слышу одно и то же слово: «Людям нужно то, что проще, то, что они знают». Есть очень хорошая фраза одного известного человека, который сказал: «Как люди узнают, что это им нравится, если им этого не дать?»

Это касается и музыки, которой я занимаюсь.
Обычного человека пичкают всей этой «попсой», и он вроде как получает удовольствие, не видя альтернативы и не зная, что есть музыка, которая вообще по-другому воспринимается, по-другому звучит, и не важно, сложная она или нет. Вообще понятие «сложная музыка» - больше для музыкантов, потому что слушателю опять же все равно, какие там размеры и гармония. Ему либо нравится, либо нет. На это работает качество самой музыки. Если все складывается, струны внутри человека начинают дрожать. Он начинает сопереживать тому, что слышит. Потому что музыка — это вибрация, волшебство, которое резонирует с нашим организмом.

Я не боюсь пустых залов, которые у меня случаются периодически, когда мы выезжаем от филармонии, например, в Большую Черниговку. В таких маленьких населенных пунктах стоят неплохие ДК с хорошими залами и аппаратурой. И когда приезжаешь туда, в зале на 300 человек, например, собирается 25 и слушает нас. В следующий раз, когда мы приедем, туда стопроцентно придет больше — 32, 44 человека, - неважно, но точно больше, потому что те, кто был на концерте раньше, испытали шок. Люди приходят, думая, что им там что-то слабают на аккордеоне. А тут вдруг джаз! Потом они подходят, спрашивают, что мы играли. А так как у всех есть Интернет, они легко могут это найти и с удовольствием послушать. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы музыку, которую я люблю, демонстрировать гораздо более широкому кругу слушателей.

– Многие музыканты, начинавшие в Самаре, говорят, что им пришлось перебраться в столицу, чтобы выйти на новый уровень. Ты сам говоришь: здесь нет «тусовки», полтора профессионала, остальные — кавер-бэнды. Есть мысли уехать?
– Задачи куда-то уехать передо мной не стоит. Я сам с Украины, училище оканчивал в Саратове, а в Самару приехал из одного из самых музыкальных городов России, Ростова-на-Дону. Перед этим я думал, перебираться ли в Москву, где я бы окончил джазовую аспирантуру в той же консерватории, но мне уже было 28, и у меня уже появилась семья. Я подумал, что рваться в столицу и опять проходить все по новой — общежитие, съемные квартиры, работу с той же «попсой», с которой пришлось бы сотрудничать, чтобы на что-то существовать, и не спать ночами, чтобы творить, - не вариант. Но я выбрал то же самое, только в Самаре (смеется), потому что все-таки здесь я сразу устроился в институт культуры на музыкальное искусство эстрады. Меня сразу взяли с распростертыми объятиями, узнав, что я окончил консерваторию и учусь в аспирантуре.

После одного из самых музыкальных городов я попал в Самару, где мне даже не с кем было конкурировать. Конечно же, это сказывается на профессионализме. Ведь чтобы куда-то расти, в первую очередь важна здоровая конкуренция. Я решил потихонечку создавать ее сам себе. Сегодня уже 6 лет как преподаю на кафедре и 5 лет — в музыкальном училище. За это время было несколько выпусков студентов.

Самое главное, что сейчас уже созрело поколение людей, которых я выучил, и которые теперь обучаются здесь, в институте, и это уже профессионалы. У нас с ними возникают всяческие проекты. Уже был первый опыт выступления на международном фестивале: в апреле ездили на «Джаз-май» в Пензу, где играли на площади города перед хорошей аудиторией с серьезной музыкой, причем мы привезли мои аранжировки. Поэтому я вообще не горю желанием сейчас куда-либо уехать. Мне нравится преподавать, растить талантливых сильных музыкантов и играть с ними.

«Как для меня начался джаз»
Когда я приехал поступать в училище, понятия не имел, что есть джаз. Рос в поселке под Саратовом, учился в обычной музыкальной школе,отправился в училище, так как не видел других путей развития, на классическое музыкальное отделение. Мягко говоря, я туда не прошел: пришел на собеседование за две недели до экзаменов, но без программы. Уходя, увидел доску объявлений для абитуриентов и слова «Музыкальное искусство и эстрада», заинтересовался, пошел с мамой к заведующей отделением, и она познакомила меня с моей будущей преподавательницей по фортепиано. Мне сказали: «Ты будешь играть джаз. Вот тебе произведения». Это были регтайм и джазовые сочинения Якушенко. Я пришел, нажал первый аккорд и понял, что улетаю в поднебесье. На следующий год поступил в училище.

Справка
Джаз-фьюжн — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей - поп, рок, фолк, регги, метал, хип-хоп, электронная музыка, этническая музыка и пр. В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами жанров «черной музыки» - блюз и соул. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. Периодом наибольшего расцвета фьюжна принято считать 1970-е. Будучи скорее систематизированным музыкальным стилем, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная традиция или подход.


Число просмотров: 2.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Июль 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Новости в фото










реклама