18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Джо «зажигает» в Москве

№32 (7085) от 18.08.16

В Генплан Самары внесли изменения

Почем фунт земли

Самарская «Камерная сцена»: играем про любовь

Валерий ИВАНОВ
№ 70 (6259) от 20.04.12

Основа репертуара коллектива - инсценировки русской и зарубежной классики

Самарская «Камерная сцена» - театр необычный. Он возник не по решению властей, а по частной инициативе. Основатель театра, его неизменный художественный руководитель и постановщик всех спектаклей - режиссер Софья Рубина. Она же автор инсценировок обладающих высокими литературными достоинствами произведений русской и зарубежной классики и современных авторов. Именно такие спектакли составляют основу репертуара театра «Камерная сцена», который без всякой натяжки можно назвать авторским и литературным.
То, что довелось увидеть в разные годы в «Камерной сцене», не исчезает из памяти. Так, запомнились поставленный в 2006 году по мотивам рассказов Николая Лескова и Алексея Толстого спектакль «Азияты», вышедший в 2009 году к 200-летнему юбилею Николая Гоголя спектакль по его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Впечатления от этих спектаклей связаны не с какими-то воплощенными в них режиссерскими приемами и изысками, а с особой, свойственной именно этому театру манерой подачи литературного материала.

 

«Натали»

Спектакль «Натали» по мотивам рассказов Ивана Бунина - одна из последних премьер театра. В нем все в традициях «Камерной сцены»: автор инсценировки и режиссер-постановщик - Софья Рубина, а сам спектакль продолжает главную репертуарную линию театра, представляя на сцене еще одну историю о любви.
Спектакль оформил санкт-петербургский художник Георгий Пашин - ученик известного сценографа Владимира Фирера, являющегося главным художником Самарской академической драмы. Входя в зал, зрители видят одетую во все черное сцену с расположенными на ней атрибутами декорации, которые позволяют без пауз несколькими штрихами обозначать место действия, будь то пригородный вокзал, интерьеры деревенского дома или купальня на речке. На сцене куда ни глянь – яблоки, те самые антоновские яблоки, которые для Ивана Бунина были одним из символов России. Они свисают с колосников, разбросаны по планшету сцены, наполняют стоящие по обеим ее сторонам корзины. По ходу действия персонажи то и дело лакомятся ими.
Автор музыкального оформления спектакля - Леонид Вохмянин. В спектакле звучит аранжированная для балалайки и гитары легкая, трогательная мелодия старинного городского романса, помогающая создать особую трепетную эмоциональную атмосферу действия, которое сразу разворачивается в стремительном темпе.
Виктора, молодого человека – бывшего гимназиста, а ныне студента, мы застаем на железнодорожной станции в ожидании опаздывающего пригородного поезда, который должен отвезти его на все лето в загородный дом дяди. Там его ожидает знакомая с детства девушка Соня и, очевидно, вообще много чего интересного. Все мысли юноши заняты еще не познанными им любовными радостями. В доме дяди Виктор встречает не только Соню, но и ее подругу Натали. Между ним и двумя девушками возникают сложные взаимоотношения. Что там говорить, любовь может принести много радости, а может иметь и трагическую развязку. Но не об этом спектакль «Камерной сцены». В нем подчеркнута атмосфера радости и полноты жизни, которая дарит это чувство - прекрасное, даже если оно и несет с собой глубокие душевные переживания.
Роль Виктора исполняет Руслан Бузин, молодой актер, получивший профессиональное образование в Казани. Его манере, не лишенной романтической возвышенности, свойственны чувственность и интеллигентность. Переживания, надежды и сомнения персонажа Бузина передаются взволнованной речью актера, его несколько нервной пластикой, порой не находящими себе места руками. И всему этому веришь сразу и без особого напряжения.
Натали – Ева Мартынова выписана в этом спектакле не столь рельефно, как ее бойкая подружка Соня – Екатерина Товпего. Однако контраст характеров этих персонажей очевиден, и это удается передать актрисам. Параллельно с сюжетной линией главных действующих лиц развиваются несколько побочных, связанных с взаимоотношениями деревенских девушек и парней. Большинство занятых в спектакле актеров существуют на сцене искренне и непосредственно. Это в особенности относится к Инессе Герасимовой – Христе, Ларисе Ляпуновой – Кате, Ивану Кочубею – Сашке. В небольшой эпизодической роли был убедителен Евгений Клюев.
В этом спектакле, как часто у Софьи Рубиной, реплики и диалоги персонажей перемежаются с произносимым ими авторским текстом, когда актеры обращаются не к партнерам по сцене, а непосредственно к публике. Это придает действию своеобразие: персонажи как бы оценивают со стороны то, что с ними происходит. По ходу действия актеры сами обустраивают сценическое пространство, они же создают звуковые эффекты: шум приближающегося поезда, щебетание птиц, вой ветра, и это тоже способствует восприятию происходящего на сцене как некой увлеченной и заинтересованной коллективной игры в театр.

 

Театральные будни и праздники

По окончании спектакля – душевный разговор с Софьей Рубиной о буднях и праздниках ее любимого детища, отсчет биографии которого начался в 1993 году. Таким образом, в следующем, 2013 году у «Камерной сцены» 20-летний юбилей. Для самой Софьи Борисовны этот немалый по жизненным меркам отрезок времени пролетел, как одно мгновение. Пришлось преодолеть немало трудностей.
В течение девяти лет труппа играла в помещении Клуба 1905 года, после чего ей предоставили нынешнее, поначалу совершенно не пригодное для театральных представлений здание. Три года пришлось работать зимой при минусовой температуре. Спектакли шли в фойе, переоборудованном в небольшой зальчик с сотней зрительских мест. Затем городские власти произвели ремонт здания и зрительного зала, который вмещает 230 человек.
В труппе театра 18 актеров, окончивших театральные вузы Саратова, Казани, Воронежа, Ульяновска, Самары. Театр сотрудничает с интересными московскими и санкт-петербургскими молодыми художниками. За годы существования в «Камерной сцене» состоялось 45 премьер, причем все эти спектакли поставлены Софьей Рубиной. В сегодняшней афише театра около двух десятков названий. В их числе спектакли по Гоголю и Чехову, Бунину и Набокову, А.Островскому и Флоберу, О”Генри и Фолкнеру. Есть спектакли по Шекспиру и Бокаччо, есть лирическая комедия «Сказка о любви» по сказке Андерсена «Русалочка, спектакли по пьесам современных авторов. Театр часто замахивается на очень непростой литературный материал. Такова одна из последних премьер – спектакль по мотивам книги немецкого писателя Михаэля Вика «Сочинение на тему любви». Он представляет собой взгляд на войну глазами жившего в Кенигсберге мальчика – полунемца, полуеврея, которому здорово досталось не только в военные, но и в послевоенные годы.
«Камерная сцена» охотно и весьма успешно участвует в различных фестивалях, как правило, возвращаясь домой с трофеями. На проходящем в городе Лобня фестивале «Русская классика» в 2008 году отмечен спектакль «АзиЯты», а в 2010 самым стильным назван спектакль «Солнечный удар» по Бунину. В 2009 году постановка «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» отмечена на двух фестивалях: московском «Славянский венец» и санкт-петербургском «Рождественский парад» - за современное прочтение классики. Театр дважды успешно выступил на международном фестивале в Кишиневе. Что касается спектакля «Натали», то он также отмечен на двух фестивалях, получив первую премию за лучший спектакль в Тамбове и специальную премию за актерский ансамбль в Лобне. Последняя награда является особенно ценной, поскольку в лобненском, по существу подмосковном, фестивале, принимают участие в основном столичные коллективы и члены жюри - тоже москвичи.

 

Софья Рубина:
«Конечно, нелегко с нуля начинать театр, когда тебя не назначают, а ты сам этот театр создаешь. Пришлось пережить нелегкие годы, когда не было собственного помещения, а денег давали только на зарплату. Но однажды я попала в кабинет к Дмитрию Игоревичу Азарову, когда он еще не был мэром, и удивилась двум вещам: тому, как легко, без всяких бюрократических проволочек он меня принял и как быстро понял проблемы театра. Уже через три дня нашему театру стали выделять деньги на коммунальные расходы. Теперь администрация города оплачивает нам и поездки на фестивали, на которых мы, в свою очередь, стараемся поддержать престиж Самары. Когда на фестивале спектакль нравится, из зала никто не кричит: «Браво, «Камерная сцена». Кричат: «Браво, Самара».
В течение пяти лет кабинет критики российского Союза театральных деятелей курирует наш театр. Руководитель кабинета Элеонора Германовна Макарова ежегодно приезжает к нам, смотрит и обсуждает наши премьеры, приглашает на фестивали.
Планов много. В этом сезоне планируем две премьеры: «Трамвай «Желание» Теннеси Уильямса и спектакль по новеллам грузинских писателей в постановке грузинского режиссера Нугзара Лордкипанидзе, с которым мы познакомились в Кишиневе. Оба спектакля оформляет Георгий Пашин. Со спектаклем «Натали» в июне мы приглашены на фестиваль в Орел, в октябре - в Тамбов, а в ноябре - в Питер.
Двадцатилетний юбилей «Камерной сцены» мы мечтаем отметить проходящим на нашей сцене фестивалем камерных спектаклей России. Пока это только мечты, но есть надежда «заразить» этой идеей администрацию Самары».


Число просмотров: 5668.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Август 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Новости в фото









реклама