Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация

№110«И хочется, и колется...»

№109 Выходки «неустановленных лиц»

№111 Давайте дружить домами

«Прививка культуры» от Святослава Бэлзы

Валерий ИВАНОВ

№81 (6749) от 07.06.14

Не стало одного из самых уважаемых мэтров российской культуры

В его творческой биографии немало самарских страниц


Ушел из жизни Святослав Бэлза - известный музыкальный деятель, ученый, тонкий ценитель искусства и литературы, наконец, энциклопедически образованный человек, являвший собой образец подлинной интеллигентности и культуры.
«Позолота на пальцах»
В течение нескольких десятилетий Святослав Бэлза был одним из самых знаменитых телеведущих канала «Культура». Каждое его появление на экране приковывало внимание огромной зрительской аудитории, видевшей в нем не только чуткого, доброжелательного комментатора, но и мудрого просветителя.
Святослав Бэлза гордился своими встречами с выдающимися представителями культуры. Лично для меня таковым являлся сам Святослав Игоревич, с которым посчастливилось познакомиться в далеком 1998 году в Ялте. В последующие годы я не раз брал интервью у Святослава Бэлзы, в том числе и в Самаре – городе, с которым была связана не одна страница его творческой биографии. Общение с Бэлзой было роскошью. Ощущалось нечто похожее на «позолоту на пальцах», о которой он любил упоминать, цитируя Анатоля Франса, имевшего в виду прикосновение к кумирам. В дни прощания со Святославом Бэлзой – несколько ярких фрагментов из того, что в разные годы довелось услышать из его уст.
Его жена и любовница
«С детства меня окружало слишком много музыки. Мой папа Игорь Федорович Бэлза никогда не считал себя просто музыковедом, а скорее - историком культуры. Достаточно сказать, что он свободно владел одиннадцатью языками, читал в Сорбонне лекции по-французски, в Вене - по-немецки, в Риме по-итальянски, а в Варшаве, где прошло его детство, - по-польски. Папа интересовался живописью, философией, был композитором. Те, кто сейчас признан классиками отечественной музыки, были друзьями папы, запросто приходили к нему домой. У многих из них я сиживал на коленях. Это и Мясковский, и Глиэр, и Шапорин, и Хачатурян. Моим крестным отцом был Гавриил Николаевич Попов – автор музыки к «Чапаеву».
Может быть, поэтому в силу какого-то внутреннего протеста, я решил пойти по литературной части. Свою карьеру я начинал и пытался в какой-то мере продолжать как литератор. Окончив филфак Московского университета, уже более тридцати лет работаю старшим научным сотрудником в Институте мировой литературы Российской академии наук. С моими предисловиями вышли мемуары Архиповой, Магомаева, однотомник Шекспира, 20-томник Жюля Верна, 6-томник Грэма Грина, 4-томник Эдгара По.
Но… от судьбы не уйдешь. Как литератор и журналист я много ездил по свету, и легендарный Юрий Сенкевич позвал меня в свою передачу «Клуб путешественников». Потом уже меня пригласили в музыкальную редакцию и предложили вести программу. Я решил попробовать, почему бы и нет. Для многих является неожиданностью, что я не заканчивал консерваторию. Но у меня была домашняя консерватория, и признаюсь честно, прицел тех, кто приглашал меня на телевидение, был связан именно с этим. Не хотелось, чтобы музыкальную передачу вел профессиональный музыковед на специфическом языке. Была задача сделать музыку ближе как можно более широкому кругу лиц. Эти передачи, в известной мере элитарные, рассчитаны не только на музыкантов, хотя я счастлив, что они их приняли, а вообще на интеллигентных людей и на тех, кто стремится стать таковыми.
Честно говоря, свою литературно-критическую активность в последние годы снизил. Корю себя за это. Ведь телепередачи растворяются в эфире, а книги остаются. С удовольствием смотрю на полки, где папины работы и книги, изданные с моим участием. Помню такой эпизод: вернулся я как-то из командировки, и мне мама сказала, что видела в журнале мою фотографию с подписью: «Жена и любовница Святослава Бэлзы». Но это были совсем не сплетни, а очень серьезное интервью о музыке, литературе, и телевидении. В нем я сказал, что литература – моя законная жена, телевидение – любовница, но, как часто бывает в жизни, с любовницей больше проводишь времени и больше получаешь удовольствия. Эти вот слова и были вынесены в заголовок».
Три чуда
«В течение нескольких лет каждое воскресенье идет мой цикл «Шедевры мирового музыкального театра». Канал «Культура» – сам по себе чудо, и второе чудо - то, что удалось организовать такой цикл. Это лучшие спектакли и артисты ведущих театров мира: Ла Скала, Ковент Гарден, Гранд-опера, Метрополитен-опера, Арена ди Верона. Мы дошли до таких изысков, как показ спектаклей в разных постановках с различными исполнителями, например, «Андре Шенье» с Доминго и Каррерасом. Это уже особый деликатес, наслаждение для ценителей.
Нам есть чем гордиться. Канал «Культура», может быть, самый бедный, но и самый достойный. Он оказывает облагораживающее влияние и на другие каналы. На нем нет рекламы, и это тоже чудо.
При всей огромности нашей страны есть множество городов, не говоря уже о весях, где нет ни театров, ни оркестров. Для них телевидение остается единственным окном в мир культуры. Для нас особенно важна просветительская миссия, ведь на других каналах для академической музыки места вообще не находится. У нас же – концерты, прямые трансляции, в том числе премьер из Большого театра. Все это хорошо забытое старое, и всегда – великое событие».
Самарские метки
«Я всегда снимаю шляпу перед провинцией. Нобелевский лауреат Франсуа Мориак писал: «Париж берет от провинции все, кроме ее добродетелей». Думаю, Москва в этом смысле не уступает Парижу».
«Впервые в Самаре, тогда еще Куйбышеве, я был по случаю устроенного тогдашним главным дирижером местного филармонического оркестра Геннадием Проваторовым концерта в честь юбилея моего отца Игоря Федоровича Бэлзы. Затем я представлял в Самаре маленьких больших артистов - так я называю молодых талантливых исполнителей - стипендиатов программы «Новые имена». Запомнилась мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Мне довелось в 1999 году вести ее прямую трансляцию из Самары по каналу «Культура». Об этом спектакле, прогремевшем на всю страну, я беседовал здесь с его постановщиками – дирижером великим маэстро Мстиславом Ростроповичем и режиссером Робертом Стуруа. Кстати, тогда для меня стало просто потрясением, что самарцы ничего этого не могли увидеть: в городе не принимался канал «Культура». Впрочем, Самара в этом смысле была не одинока: то же было и в Саратове.
Еще одно связанное с Самарой воспоминание: в Москве мне довелось вручать дипломы победителям трогательного конкурса «Окно в Европу» на лучшее провинциальное учреждение культуры. Лучшей в 1999 году была признана Самарская филармония. Запомнился и грандиозный праздник – «День славянской письменности и культуры», прошедший в Самаре в мае 2004 года.
В последние годы меня часто приглашают в Самару в качестве ведущего концертов выдающихся исполнителей. Таков и вечер «Маэстро Анисимов приглашает» в роскошно отреставрированном зале руководимого им Самарского оперного театра. Это не просто бенефис мастера, а настоящий оперный бал, в котором маэстро демонстрирует все грани своего таланта и как оперного, и как симфонического дирижера».

Число просмотров: 261.


Написать комментарий





<< Август 2014 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31




















Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация
Copyright "Самарские известия" 2005—2013г.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "СИ" обязательна.