| Самарский Гамлет Руслан Берестнев №77 (6745) от 31.05.14
Павел Маркелов: «Когда узнал, что главная роль в «Гамлете» досталась мне, испугался»
Корреспондент «Самарских известий» встретился с актером «СамАрта» Павлом Маркеловым.
Справка
Павел Маркелов – восходящая театральная звезда. В 2001 году окончил ВТУ им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре на курсе народного артиста РФ профессора Владимира Алексеевича Сафронова.
В труппе театра «СамАрт» с 2001 года. Снимался в фильме «Жизнь и судьба» (2012г., режиссер – Сергей Урсуляк). Маркелов - участник Национального фестиваля «Золотая маска» (со спектаклями «Мамаша Кураж», «Фальшивый купон»). Выступал в Японии, Хорватии, Корее, Австрии, Иране и др.
- Когда и где вы познакомились с театром впервые? Вспомните ваши первые впечатления.
- Первая встреча с театром состоялась в детстве. Я до 8 лет жил в поселке Новосемейкино Самарской области. Как-то раз к нам привезли спектакль КуйбышевскогоТЮЗа «Винни-Пух». Но я ничего не помню, кроме волнения от встречи с чем–то новым и захватывающим. Более осознанные воспоминания относятся к возрасту 12-14 лет, когда я уже начал самостоятельно ходить в театры. Сначала я посмотрел спектакль «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» в Театре драмы, а дальше стал смотреть весь их репертуар. В 1994 году уже по-настоящему познакомился с театром «СамАрт», поступил в театральную студию, которую вел режиссер Анатолий Болотов. С тех пор у меня такая прочная любовь с этим театром сложилась.
- А в какой момент вы поняли, что хотите стать актером?
- Сколько себя помню, я всегда хотел быть актером. Просто захотелось, и все. В детстве всем приходит похожая мысль: хочу стать президентом, например. В наше время говорили: «космонавтом», «пожарным», а я захотел стать актером.
- Ваши родители как-то связаны с театром? Откуда у вас такая любовь к нему?
- Папу я рано потерял, он был сам из военной семьи, а работал электриком. Мама трудилась всю жизнь в котельной, то есть они совершенно далекие от театра люди, от искусства вообще. Мне с детства была дана самостоятельность определения своего жизненного пути. То, что я считал правильным, считали правильным и родители. Мне в этом плане повезло. У меня не было таких тиранических родителей, которые решали за меня, чем мне нужно заниматься в жизни.
- Вы сразу решили, что будете играть в театре? Не хотелось стать артистом кино?
- Я думаю, любой актер, так или иначе, хочет иметь опыт и театральный, и кинематографический. Это две стороны одного и того же дела. Хочется, конечно, и там, и там себя испытать. Для меня театр - вещь уже понятная, а кино пока не очень, было бы любопытно попробовать. И хоть я доволен работой в театре, но если посчастливится - пригласят на какую-то кинокартину, то я, конечно, охотно соглашусь.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы стать актером?
- Есть ряд качеств, по которым отбирают абитуриентов в театральных институтах. Во-первых, это, конечно, фактура: актер должен быть неплохо сложенным. Во-вторых, должен иметь слух и голос. Необходимо, чтобы он обладал музыкальными, пластическими данными и навыками, хорошей памятью, цепким вниманием, чувством юмора, так называемой заразительностью, манкостью, обаянием. Это не совсем зависящий от человека набор качеств, данный ему от природы, от родителей, от Бога ли.
- Кто ваш кумир в профессии?
- Кумиров у меня нет. Надо быть свободным от влияния каких-то обожаемых образцов. Да, есть мастера, на которых обращаешь внимание, в том смысле, что пытаешься познавать профессию на примере их работы.
- Кого считаете своим учителем?
- Приходится учиться постоянно, необходимо всякий раз овладевать новыми навыками. Театр сиюминутен. Надо быть все время живым и обучающимся, всякий раз искать новых учителей - это жизненно важно. В Москву недавно приезжал Майкл Фассбендер, выдающийся ирландский актер, мировая знаменитость. У него был период (год или даже больше), когда он не снимался. Его спрашивали, почему он покинул профессию на такое долгое время, на что он ответил: «Я должен быть живым в кадре, а как же я буду живым, когда я все время исполняю чьи-то фантазии»... Живой пример, когда человек ушел от кино в жизнь, окунулся в жизненный опыт, чтобы научиться у времени чему-то новому.
- Вы мечтали сыграть Гамлета?
- Любой актер мечтает сыграть Гамлета.
- Какие чувства вы испытали, когда режиссер Анатолий Праудин назначил на главную роль вас?
- Испуг, страх, прежде всего. Одно дело тихонечко мечтать сыграть эту роль, другое дело - конкретно получить ее. Это серьезная проверка на профессиональное мастерство.
- Были у вас роли, к которым приходилось долго привыкать?
- Есть роли более понятные тебе, есть менее понятные. Те роли, которые ближе по природе, схватываются быстрее, но это не значит, что их легче играть. Герой спектакля «Здесь живут люди» был мне очень близок. Но когда впервые зашла речь об этой постановке, я почувствовал себя очень скованным, зажатым. Мне казалось, что эта роль настолько про меня, что я не смогу быть вполне откровенным в ней, ведь людям свойственно прятать какие-то свои сокровенные стороны. Так сложилось, что спектакль был выпущен спустя годы. Я к тому времени был уже другим человеком, тот герой был похож на меня не нынешнего, а бывшего. Мне было проще рассказывать о том, что со мной было когда-то. С Треплевым в «Чайке» получилось легко, так как Костя - персона литературно-театральная, то есть то, чем он занимается, мне близко и понятно. Достаточно легко с ним сблизился. А Алешка в «На дне» так и остался для меня непонятным человеком, с ним я не успел найти общий язык.
- Есть роли, которые вы мечтаете сыграть?
- Хотелось бы попробовать себя еще в трагических ролях. Этот жанр для меня остался недоисследованным. Любопытно также столкнуться с драматургией Мольера или абсурдистов, например, или с новой драмой, потому что с таким материалом я еще не имел дела...
- Как вы чувствуете себя в долгоиграющем спектакле, откуда берете силы, и не надоедает ли из вечера в вечер играть одного и того же героя?
- «Ревизора», например, за 6 лет мы отыграли 96 раз. Но такой материал никогда не надоедает, все время есть, над чем работать, добиваться более совершенного результата. Главные роли всегда требуют больших энергетических затрат, ведь происходит энергообмен между актером и зрителем. Чем больше ты отдаешь, тем больше ты и получаешь взамен. Хотя, безусловно, приходится распределяться и на чем-то экономить свои силы для того, чтобы хватило на все. А силы восстанавливаются так: отлежаться и хорошо покушать. Как спортсмены восстанавливаются после серьезных соревнований или сложных тренировок, так и актеры. Все восстанавливается в состоянии покоя. Других особенностей и секретов нет.
Число просмотров: 498.
| |