|
Очарование романса
Валерий ИВАНОВ
№ 68 (5537) от 21.04.09
В Самарской филармонии состоялся сольный концерт Андрея Антонова. Оперный певец показал себя мастером исполнения камерного репертуара.
Заслуженный артист России Андрей Антонов известен слушателям как певец высокой культуры. Его родина - Волгоград, альма-матер - Астраханская консерватория, которую он окончил в 1994 году. Еще будучи студентом, Антонов стал лауреатом Калининградского международного конкурса камерных певцов "Янтарный соловей" и конкурса имени Бориса Рубашкина в Омске, в 1997 году Андрей получил третью премию на проходившем в нашем городе Международном конкурсе имени М.Глинки. Затем были успешные выступления на международных конкурсах имени С.Монюшко в Варшаве, "Бельведер" в Вене, а также на Конкурсе конкурсов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове.
До приезда в Самару артист успел поработать в Астраханской филармонии и в Волгоградской оперной антрепризе. В труппе Самарского академического театра оперы и балета он уже более десяти лет. Певец обладает не только крепкой профессиональной школой, но и отличными актерскими качествами, поэтому ему в одинаковой степени удаются и оперные партии, и камерный репертуар. Антонов - неизменный участник "эксклюзивных" самарских международных фестивалей "Басы ХХI века", которые собирают выдающихся певцов из разных стран.
В концертном репертуаре Антонова произведения русских и зарубежных композиторов, в числе которых вокальные циклы Равеля, Вольфа, Мусоргского, Свиридова, Шостаковича, редко звучащие песни Монюшко, Шопена, практически неизвестный в нашей стране цикл песен Верди, русские и неаполитанские песни.
Именно в камерном репертуаре, который, на мой взгляд, является подлинным призванием Антонова, в наибольшей степени раскрываются богатые возможности его голоса, умение глубоко чувствовать содержание произведений, убедительно интерпретировать музыку композиторов разных эпох и стилей. При этом внутренняя цельность исполнения сочетается у Антонова с особой отшлифованностью деталей.
С академическим симфоническим оркестром Самарской филармонии певец подготовил программу песен военных лет, которая вышла в записи на компакт-диске. Студией звукозаписи Московской консерватории выпущено два компакт-диска Антонова и пианиста Дмитрия Сибирцева с записью двухсот романсов на стихи А.Пушкина.
В разные годы в исполнении певца довелось слышать разнообразные концертные программы русской и зарубежной романсовой классики, сочинений современных композиторов. Программу нынешнего концерта составили старинные русские романсы и песни. Этот достаточно специфичный по своей природе жанр нередко становится полем деятельности не обладающих первоклассными вокальными данными исполнителей, у которых на первое место выходят заложенные в этих произведениях чувственность и сентимент.
Андрею Антонову удалось счастливо избежать упрощений при исполнении популярнейших у слушателей произведений - по существу шлягеров, а их в этот вечер прозвучало около двух десятков. Для каждого романса и песни певец сумел найти особый подход, соответствующий его собственной артистической индивидуальности, тонко передать внутреннюю сущность произведений: лирический настрой или лукавство, удаль или скрытую печаль.
Полноценное звучание голоса, выразительная фразировка, утонченный артистизм - все это позволило артисту создать галерею ярких вокально-сценических миниатюр. В их числе романсы «Ночь светла» и «Очаровательные глазки», «Утро туманное» и "Только раз бывает в жизни встреча", "Вечерний звон" и «Хризантемы», народные песни «В низенькой светелке» и «Липа вековая», «Коробейники» и "Пряха", цыганские "хиты" "Живет моя отрада" и, конечно же, «Очи черные». Особое впечатление лично на меня произвели романс «Дывлюсь я на нэбо» и шуточная песня «Ты ж мэнэ пидманула», выразительно исполненные на безукоризненном украинском языке. Нельзя не отметить присущую артисту нечасто встречающуюся у оперных певцов культуру сценического поведения: лаконичную пластику и выразительную мимику.
В камерных программах огромное значение имеет аккомпанемент. В этот вечер Антонов выступал с самарским пианистом, дипломантом международного конкурса Павлом Назаровым. Их ансамблю присущи редкостная слаженность и эмоциональное единство, все номера исполнялись на одном дыхании, а само по себе звучание фортепиано отличало множество тонких нюансов и красок. По существовавшей некогда традиции пианист-аккомпаниатор Назаров исполнил несколько сольных номеров – миниатюр русских композиторов, продемонстрировав безукоризненное владение инструментом и своеобразие интерпретации.
|
|