Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация

№92 «Мы тебя не бросим»

№91 Тост за трезвость

№90 Взяли за «живое»

Заманчивый опыт чужих традиций

Валерий ИВАНОВ

№86 (6754) от 20.06.14

В Саратове прошел XXVII Собиновский музыкальный фестиваль

Одна из старейших в российской провинции культурных акций представляет большую ценность для Самары

Давние связи

У находящихся по соседству волжских городов Самары и Саратова давние культурные связи. В Самаре хорошо знакомы с творчеством таких известных саратовских мастеров искусств, как дирижер Юрий Кочнев, принимавший участие в абонементных концертах нашей филармонии и в фестивале «Басы XXI века», прославленный оперный певец Леонид Сметанников. Выступал в Самаре и саратовский Губернский театр хоровой музыки – коллектив, аналога которому в нашей области, к сожалению, пока нет. Самарские артисты, в свою очередь, - частые гости Саратова.
Большую ценность представляет опыт одного из старейших в российской провинции саратовского Собиновского музыкального фестиваля. Для Самарского академического театра оперы и балета этот опыт особенно важен: с каждым годом все более прочное место в культурном пространстве страны занимает весенний оперный фестиваль, возрожденный в театре по его возвращении в открывшийся после реконструкции стационар.

Страницы истории

Собиновский фестиваль был учрежден в 1986 году. Его неизменный художественный руководитель - главный дирижер Саратовской академической оперы народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев. По инициативе маэстро в 1999 году из чисто оперного фестиваль превратился в музыкальный. За это время в его афише были представлены почти все жанры музыкального искусства. Наряду с оперой, это балет, симфонические и ораториально-симфонические сочинения, а также самые радикальные направления современной музыки. «Изюминка» фестиваля - престижный Конкурс конкурсов вокалистов, на который приглашаются только победители различных соревнований. В спектаклях, концертах и Конкурсе конкурсов Собиновского фестиваля неоднократно принимали участие и самарские артисты.
В нынешнем году XXVII Собиновский музыкальный фестиваль был посвящен «золотому веку» русской музыки. Юрий Кочнев: «В 2014 году, объявленном в стране Годом культуры, сошелся ряд обстоятельств: 175 лет со дня рождения Модеста Мусоргского, 170 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова и 100 лет со дня смерти Анатолия Лядова. Кроме того, в этом сезоне театр осуществил постановки двух масштабных произведений русской классики – оперы Александра Бородина «Князь Игорь» и балета Александра Глазунова «Раймонда». Все это определило тематику нынешнего фестиваля. В его афишу вошли сочинения творивших одновременно во второй половине XIX - начале XX столетий грандиозных русских композиторов, которые составили славу мирового музыкального искусства».

Редкие эксклюзивы

В традициях Собиновского фестиваля исполнение редко звучащих, а порой неизвестных современным слушателям сочинений. Череда именно таких сочинений составила программу концерта открытия нынешнего фестиваля. Вначале были исполнены принадлежащие Римскому-Корсакову «Увертюра на русскую тему» - с вариациями на тему «Дубинушки», и кантата «Из Гомера» - вступление к ненаписанной опере по мотивам «Одиссеи». Осталось ощущение, что второе из этих сочинений с отголосками вагнеровского «Полета Валькирий» по своей стилистике не очень характерно для композитора. Эпизоды с участием Губернского театра хоровой музыки и хора Саратовской консерватории привнесли теплоту в несколько суховатое звучание симфонических фрагментов этих сочинений. Симфоническая картина Анатолия Лядова «Из Апокалипсиса» представляет собой музыкальное преломление одного из библейских сюжетов «Откровений Иоанна Богослова». Исполнение этих, может быть, не самых популярных в свое время произведений дали слушателям возможность окунуться в музыкальную атмосферу Петербурга конца XIX века.
Значительный интерес вызвали сочинения Александра Глазунова – по существу забытая симфоническая фантазия «От мрака к свету» и «Коронационная кантата», прозвучавшая едва ли не в третий раз после коронации Николая II, для которой она была специально написана композитором.

Неизвестный Мусоргский

Главной кульминацией концерта открытия стало исполнение хором и оркестром сочинения Модеста Мусоргского «Поражение Сеннахериба». В основе его сюжета библейский рассказ об ассирийском военачальнике Сеннахерибе, который с громадным по тем временам войском численностью около 200 тысяч человек осадил беззащитный Иерусалим. Осада неожиданно была снята, так как утром в день штурма все ассирийские солдаты оказались мертвыми. При этом погибли не только воины, но и их лошади. Жители Иерусалима восприняли это как чудо. Так же воспринимал это и Мусоргский.
У этого сочинения интересная история. Его окончательная, совершенная по форме и драматургии авторская редакция дошла до наших дней в фортепианном изложении. По инициативе ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания доктора искусствоведения Евгения Левашова и маэстро Юрия Кочнева специально к Собиновскому фестивалю оркестровка «Поражения Сеннахериба» была заказана известному российскому композитору Владимиру Кобекину. Евгений Левашов: «Несмотря на то, что вся программа нынешнего Собиновского фестиваля является циклом премьер, «Поражение Сеннахериба» Мусоргского - это мировая премьера, безукоризненная с исторической точки зрения».

Уникальный эксперимент

На нынешнем фестивале был представлен уникальный для музыкального форума эксперимент. Это драматическая постановка - пьеса «Царь Иудейский» о последних днях земной жизни Иисуса, музыку к которой написал Александр Глазунов. Юрий Кочнев: «Царь Иудейский» - это синтез драмы и музыки, к которому в прошлые века стремились многие композиторы. Примеры – «Князь Хомский» Глинки – Кукольника, «Пер Гюнт» Грига, «Снегурочка» Чайковского – Островского».
Автор пьесы - Великий князь Константин Романов - двоюродный дядя Николая II, президент Петербургской академии наук, талантливый писатель и поэт, на стихи которого под аббревиатурой КР русскими композиторами создано большое число популярных романсов. Единственное представление «Царя Иудейского» состоялось в придворном Эрмитажном театре ровно сто лет назад. Несмотря на то, что в соответствии с требованиями православной церкви в этой пьесе евангельские события изображены опосредствованно, а Христос предстает только в виде музыкальных образов, Священный Синод не допустил ее на театральные подмостки. При советской власти об исполнении «Царя Иудейского» вообще не могло быть и речи. Вследствие этого по существу была предана забвению и продолжающая традиционное для различных жанров русского искусства обращение к библейским сюжетам великолепная музыка Глазунова.
И вот по прошествии столетия эта музыка в полном объеме прозвучала в яркой интерпретации Юрия Кочнева. Автор сценической композиции и режиссер-постановщик представления Андрей Сергеев сумел добиться точного соответствия гармоничного, стильного по визуальному ряду и впечатляющего по эмоциональному накалу театрализованного действия характеру окрашенных то светлой лирикой, то глубочайшим трагизмом, то отличающихся эпическим размахом симфонических и хоровых эпизодов.
За исключением роли Понтия Пилата, на которую пригласили корифея Саратовского театра драмы Григория Аредакова, во всех драматических ролях выступили солисты оперной труппы театра.

Оперная панорама

Значительное место в афише Собиновского фестиваля, как всегда, занимали оперные спектакли. Первым был показан «Князь Игорь», пополнивший в нынешнем сезоне репертуар Саратовского театра, в котором русская оперная классика представлена достаточно разнообразно. К этой опере Александра Бородина столичные и провинциальные российские театры в последние годы проявляют повышенный интерес, причем различные ее постановки уже вызвали немало жарких споров.
Свою концепцию предложила и постановочная группа саратовского спектакля - дирижер Юрий Кочнев, режиссер и художник Андрей Сергеев и балетмейстер Кирилл Симонов. В спектакль включена сокращенная редакция никогда не исполняющегося второго половецкого акта. Благодаря этому обрели завершенность некоторые сюжетные линии оперы и появилась возможность услышать в контексте сценического действия лейтмотивы, использованные Глазуновым в восстановленной им по памяти увертюре. Но этого, как показалось, все же недостаточно для отхода от исторически сложившейся традиции исполнения «Князя Игоря»: второй половецкий акт по существу не прибавил музыкальных откровений, а лишь утяжелил действие.
В спектакле отсутствуют ставшие обычными для многих постановок «Князя Игоря» помпезность и эпический размах. Его сценография подчеркнуто аскетична по фактуре и цветовой гамме, в оформлении не грандиозные объемы декораций, а скорее намеки на те или иные знаки древней эпохи. Все это, впрочем, не вызывает особого зрительского неприятия. Достаточно уязвимой на сей раз показалась режиссура спектакля, отсылающая к эстетике прошлого столетия с недостаточной проработкой характеров персонажей и статичностью мизансцен. Авторской хореографии «Половецких плясок» присущи моторность и экспрессивность, но в целом она вполне традиционна и не отличается новизной пластики.
Фестивальный «Князь Игорь» привлек, прежде всего, глубиной музыкальной интерпретации маэстро Кочнева. Из приглашенных солистов наибольшее впечатление произвел обладатель роскошного по тембру баса Станислав Трофимов - Кончак из Челябинска.
Яркой страницей фестиваля стал показ оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Спектакль поставлен Андреем Сергеевым в 2006 году, и то, что восемь лет назад казалось в нем искусственным и даже нелепым, с течением времени стало по существу обычным для оперных подмостков, во всяком случае, уже не воспринимается как эпатаж. Достаточно вспомнить одноименный самарский спектакль нынешнего года, где чего только нет в постановочном плане.
В фестивальном «Онегине» блеснули солисты Мариинского театра и Академии молодых певцов при этом театре. Они сумели не только вписаться в самые неординарные мизансцены спектакля, но и привнести в них кое-что от себя. Это относится, прежде всего, к исполнителю заглавной партии Владимиру Морозу – певцу, обладающему прекрасным баритоном и тонким артистизмом. На редкость убедительный с точки зрения вокала и сценического проживания образ Татьяны создала Гелена Гаскарова. Илья Селиванов предстал лиричным, в меру экспансивным Ленским. Любимую публикой партию молодой певец исполнил проникновенно, с большой эмоциональной отдачей.
Была показана и поставленная все тем же Сергеевым без малого одиннадцать лет назад опера Александра Даргомыжского «Русалка». Некогда популярную, а в наши дни забытую театрами оперу недавно поставили в Мариинке, и это позволило заполучить гастролеров, что является обязательным условием для включения спектаклей в афишу Собиновского фестиваля. Партию Мельника исполнил корифей Мариинского театра Геннадий Беззубенков, а партию Наташи – молодая солистка театра Екатерина Соловьева.
Всеми названными концертными программами и спектаклями дирижировал Юрий Кочнев. Маэстро выразил сожаление по поводу того, что в афише нынешнего фестиваля «Золотой век русской музыки» не было ни «Садко» Николая Римского-Корсакова, ни «Орестеи» Сергея Танеева. Эти оперы идут сегодня только в саратовском театре, и для участия в них не удалось найти достойных гастролеров.

Число просмотров: 265.


Написать комментарий





<< Июль 2014 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      









Добавить рекламное объявление



Союз Журналистов России - Самара







Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация
Copyright "Самарские известия" 20052013г.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "СИ" обязательна.