Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация

№89 Наркотраффик прошел сквозь детдом

№91 Тост за трезвость

№90 Взяли за «живое»

Заповедник сказок

Анна Штомпель

№83 (6751) от 11.06.14

В «Самарской Луке» на берегу реки Усы вырос уникальный музей под открытым небом

Где еще можно встретить испанца, как не на древнерусской ладье?

Репортеры «Самарских известий» продолжают рассказывать вам про самые живописные, загадочные, полные мистики и легенд, маршруты Самарской области. Надеемся, что каждый из вас, путешествуя по губернии, откроет для себя что-то новое.

В гостях у сказки
Когда в последний раз вы были в гостях у сказки? Если при этих словах вам нечего вспомнить, кроме известной рубрики советского телевидения, то это серьезный повод задуматься над жизнью. Не спешите недоуменно пожимать плечами. Сейчас я подскажу вам точный адрес этой гостеприимной хозяйки. Уже почти 20 лет, как сказка поселилась в Жигулевских горах, на берегу Усы, притока Волги. Но почему многие самарцы до сих пор не знают о ней? Давайте вместе исправим это недоразумение.
Сказка выйдет к вам навстречу в чудесном местечке под названием «Богатырская Слобода». Это уникальный архитектурный комплекс в виде древнерусской крепости, созданный тольяттинским художником Виктором Петровым в традициях деревянного зодчества. Сторожевые башни, богатырское ристалище, причал с красавицами-ладьями и многое другое... Руководитель и духовный наставник «Слободы» – игумен Феоктист (сын Виктора Дмитриевича Петрова). Населяют крепость богатыри и воеводы, словно сошедшие с полотен русских художников.
И все эти чудеса – в двух часах езды от Самары.

Прекрасная сказительница
Грунтовая дорога кончается у частокола из некрашеных досок. Совершенно сказочная картина: по зеленому лугу, залитому солнцем, идет женщина в кокошнике и золотистом сарафане.
- Здравствуйте! – приветливо говорит она издалека. – Вы не меня ищите?
- Наверное, вас, - откликаюсь я, согретая ее улыбкой.
Валентина Николаевна Беляева – экскурсовод «Богатырской Слободы». Но о должностях хочется на время забыть. Прежде всего, она – русская красавица и человек, всей душой преданный «Заповеднику сказок». Она не работает – она этим живет. И гостей встречает как радушная хозяйка, знающая каждый уголок своего поместья и желающая донести всю его красоту и сокровенный смысл до людских сердец.
А сравнительно недавно Валентина Николаевна была обычной тольяттинской пенсионеркой. Не желая разделять с соседками пустое времяпровождение, просматривала газеты в поисках работы. Наткнулась на объявление «требуется экскурсовод» и решила попробовать себя в новом качестве.
- Обычно нас уже не жалуют, - улыбается Беляева. – Я позвонила и спросила: «Вас не смущает мой возраст?» Мне ответили: «Нет». Так я оказалась в «Богатырской Слободе». С удовольствием живу и работаю здесь уже десятый год.
Валентина Николаевна предлагает не беседовать на солнцепеке, а пройти в музей. По ее словам, «все дороги туда сходятся». По пути она продолжает просвещать меня своим приятным голосом – настоящая сказительница из глубины веков. Умиротворение разлито в воздухе вместе с солнечными лучами.
- «Богатырская Слобода» – это музей старославянской культуры. Батюшка Феоктист решил возродить древнерусские привычки и обычаи. Показать людям, как раньше жили, одевались, детей воспитывали. У самых истоков с ним стояла и Маргарита Северовна Инюткина, с которой он познакомился в Карелии. Сейчас она администратор. Отец батюшки Феоктиста – художник. В основном рисует красоты нашей «Слободы» и вообще Жигулей. Все здесь сделано по его проекту.
К сожалению, мне не удалось пообщаться с отцом Феоктистом и Виктором Дмитриевичем. Они как раз были в речном путешествии. Вместе со своими богатырями и воеводами отправились в Сербию на ладье.

Древнерусский менеджер
Подходим к затейливому терему с каменными ступенями. Приятно пахнет свежеструганным деревом.
- Школа строится. У батюшки Феоктиста задумка, чтобы дети здесь учились. А внизу сделали музей. Оружейная палата, как я это громко называю, - улыбается Валентина Николаевна. - Здесь все богатырское снаряжение.
Кольчуги, шлемы, латы – все это можно не только потрогать, но и примерить на себя, и сфотографироваться. Здесь же старинная утварь, тяжелые мечи. В углу – стилизованная под стол коряга с ручкой-пером и стопкой бумаги. Каждый гость может оставить свой отзыв.
Одна стена увешана большими красивыми фотографиями в рамках. Отец Феоктист большое внимание уделяет спорту и патриотическому воспитанию.
При виде молодого человека, появившегося в дверях, в сознании сразу возникает слово «юноша». «Парень» – слишком обыденно для того, кто носит длиннополую рубашку с красным пояском и смотрит на тебя ясными глазами отрока Древней Руси. В этом молодом человеке чувствуется что-то несовременное в самом лучшем смысле этого слова. Внутреннее достоинство и доброжелательность присущи всем слободчанам.
- Это наш воспитанник, а сейчас ... ой, все время слово забываю... менеджер, - улыбается Валентина Николаевна.
Такая забывчивость вполне объяснима: очень уж не вяжется новомодное словечко со слободским духом и самим юношей в подпоясанной рубашке.
Роману Кулакову 20 лет. Он из Тольятти. В теплое время года постоянно живет в «Слободе», а зимой приезжает на мероприятия. По местному обычаю его величают по имени-отчеству – Роман Олегович.
- Прежде всего, это уважение, - объясняет воспитанник «Слободы». – И к старшим, и к своим друзьям-ровесникам.
- У нас есть дети из трудных семей, - добавляет Валентина Николаевна. – Там они были никто – Митьки, Витьки... Попадают к нам, и батюшка спрашивает: «Как тебя зовут?» - «Мишка». – «А отца твоего?» - «Григорий». – «Теперь ты будешь Михаил Григорьевич». И мальчишка прямо на глазах вырастает. Самооценка повышается.
- Все зависит от человека, - серьезно говорит Роман. – Где-то надо строго, а где-то – ласково.
Его друга Сергея Хабарова бабушка привела сюда первоклассником. Когда он подрос, захотелось самостоятельности. Уехал в Тольятти, на стройку. И вскоре вернулся. Валентина Николаевна так это объясняет: «Здесь он чувствует себя человеком». Сергей выучился на капитана ладьи и теперь катает экскурсии.
- У нас атмосфера большой семьи, - говорит Валентина Николаевна. – Мальчики умеют буквально все. Суп сварить – пожалуйста. И козу подоят, и гвоздь забьют. Конечно, мы подсказываем. И относимся терпимо: это сделал плохо – другое сделает хорошо. А вырастет – мастером будет.

Самара – mucho bien
Пока мы беседуем, в «Слободу» прибывают новые гости. Все вместе идем к пристани. Лестница с деревянными перилами змейкой сбегает вниз по склону. На волнах покачиваются ладьи со стилизованными носами. Они сделаны в Карелии по чертежам 10-13 веков, но оборудованы двигателем и современной каютой. Маленький Тема в восторге: «Ура, я поеду на настоящей ладье!»
К сожалению, алые паруса увидеть не удается. Роман объясняет, что катание под парусом – в основном на праздники.
С причала легко забираемся на «Храбр» и рассаживаемся. Ладья скользит так плавно, словно чайка, парящая над волной. Подставляю лицо волжскому... простите, усинскому ветру и любуюсь зелеными берегами.
В пестрой компании собрались и наши земляки, и туристы из других областей. Про «Богатырскую Слободу» они узнали из Интернета. «У нас вообще люди из Испании есть», - говорят Елена и Дмитрий. Везет – так везет: где еще можно встретить испанца, как не на древнерусской ладье?!
Подсаживаюсь к Серхио (друзья зовут его Сережей).
- Salud, - приветствуем мы друг друга. – По-русски говорите?
- Да, - улыбается черноволосый Серхио, - чуть-чуть.
- Какие впечатления? Нравится?
- Конечно, нравится, - горячо говорит Серхио. – Очень. Все нравится. Вода. Река...
Оба от души смеемся над «содержательностью» нашей беседы. Языковой барьер спасает этого парня в темных очках, с белозубой улыбкой от «допроса с пристрастием», именуемого полноценным интервью.
- В Самаре были?
- Да-да, мы были, - кивает гость.
- Mucho bien o no? – выскакивают из меня осколки знаний.
Серхио кивает с двойным энтузиазмом:
- Mucho bien.
- А еще где были в России?
- Э-э... Тольятти. Казан (Серхио произносит без мягкого знака – получается по-татарски). Питер. Моя жена – русская...
На вопрос о том, где он живет в Испании, Серхио отвечает:
- На Канарах... остров... Солнце. Пляж. Море.
Остается лишь выразить свое восхищение.
Присоединяется жена Юля:
- Мы только что из Мадрида. Три дня там провели.
- На бой быков ходили?
- Нет. Во многих провинциях Испании это сейчас запрещено, и бывшие площади для корриды перестраиваются в торговые центры. Правда, по телевизору бои еще показывают.
Серхио добавляет, что коррида осталась только в Андалусии.
- Он биолог, любит животных и не может на это смотреть, - с улыбкой замечает жена.
Сама Юля родом из Тольятти. Теперь ее очередь показывать Серхио наш край.
- Мы здесь уже в третий раз. Вместе с мужем я тоже открываю для себя что-то новое.
Рекомендую замечательной интернациональной паре побывать в расположенном по соседству Свято-Богородичном мужском монастыре Казанской иконы Божьей Матери («Самарские известия» №76). Юля и Серхио с энтузиазмом подхватывают эту идею.
Впереди снова виден причал и деревянные домики. Спасибо капитану Сергею Сергеевичу за эту чудесную речную прогулку. Надеюсь, в следующий раз удастся прокатиться под алым парусом.
А сегодня нас ждет еще много сказочного.
Окончание следует...

Число просмотров: 120.


Написать комментарий





<< Июль 2014 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      









Добавить рекламное объявление



Союз Журналистов России - Самара







Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация
Copyright "Самарские известия" 20052013г.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "СИ" обязательна.