"PLASTIKS: plastics processing industry" magazine online Русский


  1  
  2  
  3  
  Conference  
 Search 



 Enter 
 Your basket 
 Help 

С Куприным - лицом к лицу

В самарской «Камерной сцене» - очередная премьера

Актеры разделили сценические подмостки со зрителями


Самарский театр драмы «Камерная сцена» показал премьерную постановку – «Поединок» по одноименной повести Александра Куприна. Новый спектакль продолжил генеральную линию основателя и неизменного руководителя театра Софьи Рубиной, которая делает ставку на собственные инсценировки избранных литературных произведений.

Как на ладони
Спектакль рассчитан на несколько десятков зрителей, которые располагаются непосредственно на сцене. Так что все происходящее в спектакле у них в буквальном смысле как на ладони. Этот прием, получивший распространение в театрах с большими по вместительности зрительными залами и связанный с желанием режиссеров-постановщиков как бы укрупнить характеры персонажей, стал обычной практикой и для самарской «Камерной сцены». Можно вспомнить хотя бы одну из последних премьер театра – «Между людьми и деревьями» по страницам романа Федора Достоевского «Идиот».
Максимальная близость зрителей к сцене и к играющим спектакль актерам предполагает доверительность атмосферы представления и безусловную психологическую достоверность сценического существования исполнителей.

На волне метафор
В лаконичном, лишенном конкретной бытовой атрибутики оформлении «Поединка» ощущается метафоричность, что вообще свойственно постановкам Рубиной. Автор сценографии – давно сотрудничающий с «Камерной сценой» санкт-петербургский художник Георгий Пашин, ученик известного сценографа Владимира Фирера. Игровое пространство ограничено несколькими стоящими вертикально корпусами лодок, которые ассоциируются то ли с находящейся где-то неподалеку и способной завлечь персонажей повествования в свое лоно водной стихией, то ли с вечным потоком человеческого бытия. Кстати, здесь же и весла - для тех, кто – продолжаем фантазировать – не намерен безоглядно отдаться прихоти волн. Лодки, вначале повернутые к зрителям своими днищами, образуют своеобразный задник сцены. По ходу спектакля персонажи перемещают их, формируя таким образом тот или иной сценический интерьер. Благодаря этому сюжет развивается непрерывно, без остановок.

Крупным планом
Замышляя спектакль по «Поединку», Софья Рубина вряд ли имела намерение делать акцент на разоблачительных социальных аспектах, которые обычно усматриваются в этой купринской повести, живописующей быт расквартированного в захолустном городке гарнизона российской царской армии. Ограничив число перенесенных в спектакль персонажей повести, она сконцентрировала основное внимание на главном герое – подпоручике Ромашове. По существу спектакль представляет собой череду сцен, которые рождаются в монологах Ромашова о своей жизни с ее философией, надеждами и мечтами, в размышлениях об окружающих его людях. При этом в уста Ромашова, наряду с собственной речью, оказываются вкрапленными достаточно пространные фрагменты авторского повествования, вследствие чего, как уже приходилось отмечать в материалах о других спектаклях-инсценировках Софьи Рубиной, по ходу действия возникают своеобразные стоп-кадры, влияющие на его темпоритм, а само действие превращается порой в чтение в лицах.
Главный герой в предлагаемых обстоятельствах
Итак, о главном герое. Ромашов – молодой интеллигентный очкарик, которого тяготит военная служба с ее тупой муштрой, духовным убожеством повседневной жизни, с грубостью и бессердечием офицерского сословия по отношению к солдатам. Ромашов мечтает о высокой любви, но в его характере нет волевого стержня, он не способен бороться за свою любовь, активно противостоять тому, что претит его представлениям о чести и справедливости. К тому же Ромашов эгоистичен и не лишен элементов барского сибаритства. Армейский быт с его правилами, законами и кодексом чести постепенно засасывает Ромашова, а подернутые флером романтики душевные порывы этого персонажа уже невозможно воспринимать всерьез.
Все это делает Ромашова достаточно неоднозначной и противоречивой личностью, предоставляя исполнителю этой роли Евгению Клюеву возможность создать интересный, психологически глубокий образ. Артисту нельзя отказать в искренности и естественности, но о подлинной страстности и высоком эмоциональном градусе его игры говорить рано. Ведь даже инфантильность характера персонажа не может служить оправданием в целом достаточно индифферентного существования исполнителя в предлагаемых сценических обстоятельствах.

Без душевной отдачи
Что касается других персонажей, то они находятся как бы на втором плане и появляются в сценах, воссоздающих те или иные связанные с главным героем ситуации. Но это нисколько не снижает значимости этих персонажей, каждый из которых, в конечном счете, играет определенную, порой роковую роль в судьбе Ромашова, а следовательно, от исполнителей требуются и точность в обрисовке характеров, и достоверность их сценического воплощения. Пока многие актерские трактовки выглядят излишне плоскими и прямолинейными, а исполнение - лишенным подлинной душевной отдачи.
Так, Шурочке - Татьяне Артемьевой не достает чисто женского обаяния, которое свело с ума не только влюбленного в нее наивного Ромашова, но и такую поначалу сильную личность, как поручик Назанский, которого Руслан Бузин играет в свойственной ему резковатой, без эмоциональных полутонов манере. Не очень-то веришь и в холодную расчетливость и коварное вероломство, присущие характеру Шурочки. Они, очевидно, должны даваться этой женщине не без внутреннего преодоления и немалых душевных переживаний – все-таки перед нами не леди Макбет.
Сценического темперамента не занимать Татьяне Каррамовой, убедительно играющей брошенную Ромашовым любовницу Раису Петерсон, существо исключительно мстительное и зловредное. Остается загадкой лишь одно: чем могла искусить склонного к романтике Ромашова эта откровенно вульгарная и необаятельная особа. Не убеждает игра Вадима Вишневского – поручика Николаева, мужа Шурочки. На протяжении всего действия у исполнителя не прорывается ни одной живой эмоции, он зажат, его персонаж по существу лишь формально присутствует на сцене.

«Попадание в десятку»
На фоне этих пока еще, в основном, эскизных работ хочется отметить несколько актерских удач. Это небольшая, но достаточно сложная с точки зрения психологической достоверности воплощения роль затравленного и униженного рядового Хлебникова в исполнении Артура Быкова и особенно – роль внешне жесткого и грубого, но, как выясняется, способного на теплые человеческие чувства полковника Шульговича, которая стала для Владислава Метелицы «попаданием в десятку».
В спектакле Софьи Рубиной немало такого, что не оставляет зрителя равнодушным и, несмотря на его драматический исход, даже вызывает ощущение некой умиротворенности. Не случайно лейтмотивом действия является лирический романс «На заре ты ее не буди»…

 


Design and programming BBSOFT DESIGN GROUP &