Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация

№59 «У вас зеленый двор? Тогда мы идем к вам!»

№58 «Два часа на сборы, лишнего не брать…»

№57 Вы имеете право хранить молчание

В эскорте маэстро Гергиева

Валерий ИВАНОВ

№59 (6727) от 25.04.14

В эти дни на просторах России продолжается беспримерный музыкальный марафон
Корреспондент «СИ» побывал в семи городах маршрута тринадцатого Московского Пасхального фестиваля


Московский пасхальный фестиваль, основанный в 2002 году выдающимся дирижером и деятелем культуры современности маэстро Валерием Гергиевым, в нынешнем году проводится в тринадцатый раз.

Вот так масштаб
Этот фестиваль - самый масштабный за свою тринадцатилетнюю историю по географии, которая охватывает чуть ли не всю территорию России. Фестивальные концерты пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Североморске, Мурманске, Беломорске, Петрозаводске, Казани, Екатеринбурге, Омске, Красноярске, Иркутске, Чите, Якутске, Владивостоке, Хабаровске, Новосибирске, Тюмени, Орле, Воронеже, Волгограде, Оренбурге, Пензе, Нижнем Новгороде и Пскове.
Чтобы преодолеть за три с половиной недели такие колоссальные пространства, ежедневно выступая с концертами в одном, а то и в двух разных городах, «ударной» команде фестиваля: самому маэстро Гергиеву, оркестру Мариинского театра и солистам уже недостаточно специального чартерного поезда. На помощь пришли «воздушные извозчики».
Автору этих строк посчастливилось проделать часть фестивального маршрута, включающего семь первых городов приведенного списка. Довелось стать свидетелем невероятного рабочего ритма и редкостной творческой отдачи маэстро и возглавляемой им команды первоклассных музыкантов, а главное - окунуться в море незабываемых впечатлений и от самих концертных программ, и от той ауры зрительских эмоций, которые буквально захлестывали всех, кто приходил на фестивальные концерты.

Самарский контекст
Напомним, что в 2007 году Московский Пасхальный фестиваль принимали Самара и Тольятти. Памятны слова маэстро Гергиева о нашем городе: «Мне кажется, что не каждый даже великий российский город может сегодня сказать с гордостью о своей истории то, что может сказать Самара. В этом городе с 2008 года мы проводим ежегодный, может быть, скромный по масштабу, но достаточно значимый по художественному уровню фестиваль-приношение Мстиславу Ростроповичу, который ценил Самару. Этот фестиваль несколько оттеснил Самару от Пасхального фестиваля: нам хотелось сосредоточиться на чем-то одном. Но думаю, что в будущем удастся найти средства и на то, и на другое. К тому же тщательно отреставрирован, выглядит очень красочно, буквально сверкает Самарский оперный театр. Зал театра «звучит» очень достойно».

«Миссионерские» доминанты
2014 год объявлен в России Годом культуры и поэтому, по замыслу художественного руководителя Московского пасхального фестиваля Валерия Гергиева, особый упор сделан на региональную фестивальную программу, призванную приобщить к лучшим образцам исполнительства как можно большее число жителей больших и малых городов нашей страны. Кроме того, фестиваль посвящен 100-летию Первой мировой войны, в связи с чем в его программе сделан акцент на патриотических мотивах.
Для Валерия Гергиева каждый пасхальный фестиваль – еще и миссионерская акция. Не забыть, с какой убежденностью и настойчивостью во время фестиваля 2011 года на всех пресс-конференциях и встречах с представителями администраций маэстро говорил о необходимости сооружения современных, обладающих достойной акустикой концертных залов. Кстати, в качестве одного из положительных примеров в сфере культурного строительства маэстро называл тогда отреставрированный зал Самарского оперного театра. Главной «миссионерской» доминантой нынешнего фестиваля для Валерия Гергиева стала пропаганда детского хорового пения.

В едином темпоритме
Названные особенности нынешнего Пасхального фестиваля довелось ощутить с первого дня его проведения. При этом впечатления о главном - об исполнении включенных в концертные программы сочинений и о фестивальных спектаклях неотделимы от впечатлений о городах, в которых проходили фестивальные концерты, и о людях, которые заполняли зрительные залы театров и домов культуры. В сочетании с фантастическим по интенсивности темпоритмом следующих один за другим перемещений по железной дороге в фирменном пасхальном поезде и спецавиарейсами все это вместе взятое создавало совершенно удивительную творческую и чисто человеческую атмосферу фестиваля. В ней каждый из его участников, будь то исполнитель, администратор или технический работник, сознавал свою ответственность за успех общего дела.
Фестиваль взял старт за несколько дней до своего официального открытия в Москве, в пасхальное воскресенье, которое в этом году пришлось на 20 апреля. Рассказать в газетной публикации обо всех впечатлениях семи первых фестивальных дней, вместивших одиннадцать концертов и спектаклей под управлением маэстро Гергиева, не представляется возможным. Поэтому – коротко, и о самом, на мой взгляд, главном.

«Левша» в новом Мариинском
Лично для меня чрезвычайно важным был день, когда я впервые побывал в новом здании Мариинского театра – Мариинском-2, об архитектурных достоинствах и недостатках которого в течение всего времени строительства велись жаркие, почти на грани баталий, дискуссии. На поверку все оказалось не так страшно. Напоминающее по внешнему виду современный многоофисный деловой центр здание театра, как ни странно, не так уж резко диссонирует с окружающей его исторической застройкой. Удачно вписавшись по своим габаритам в перспективу улицы Декабристов, оно не подавляет расположенное рядом с ним - на противоположной стороне Крюкова канала - историческое здание Мариинского театра. Главное же достоинство Маринского-2 – вместительный, обладающий прекрасной акустикой зрительный зал с фантастической машинерией сцены. 14 апреля в рамках Пасхального фестиваля в Мариинском-2 давали недавнюю премьеру – оперу Родиона Щедрина «Левша», которую композитор специально написал к открытию нового здания театра и посвятил маэстро Гергиеву.
«Левша» - третья после «Очарованного странника» и «Запечатленного ангела» партитура, на создание которой Щедрина вдохновила проза Николая Лескова. В этой опере современные гармонии сочетаются с колоритными стилизациями русских народных мелодий и попевок. От певцов требуется особая - «осторожная» манера звукоизвлечения, свободная кантилена и выразительная дикция, передающие острохарактерные, а порой и гротесковые образы персонажей. В зрительном зале были Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Не обошлось без мимолетных воспоминаний композитора о военном Куйбышеве и теперешней Самаре, где не раз исполнялись его сочинения, в том числе и под управлением маэстро Валерия Гергиева.

Калининградские подмостки
Ранним утром 15 апреля фестивальная команда во главе с маэстро Гергиевым вылетела из Санкт-Петербурга в Калининград – самый западный областной центр России. Первый – дневной благотворительный концерт Брасс-ансамбля Мариинского театра состоялся в Доме офицеров Балтийского флота. В зале были не только любители музыки со стажем, но и молодые офицеры и совсем юные кадеты – будущие офицеры. Музыканты-виртуозы исполнили программу из произведений русских композиторов Римского-Корсакова, Мусоргского и Шостаковича, продемонстрировав замечательную сыгранность, безукоризненную технику владения инструментами и их богатейшую тембровую палитру.
Вечерний концерт прошел в помещении старинного Кафедрального собора. В начале программы в исполнении оркестра Мариинского театра прозвучало акварельное вступление к опере Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке». Один из выдающихся музыкантов современности Пинхас Цукерман в сопровождении оркестра исполнил скрипичный концерт Бетховена. Игра Цукермана сродни душевной исповеди, завораживает совершенством, являя слушателям тончайшие лирические откровения.
В заключение прозвучала Симфония №4 Брамса – сочинение, в котором исповедальные эпизоды соседствуют с редкостной мощью оркестрового звучания. Музыканты играли с огромной самоотдачей, и это сразу сообщало звучащей музыке особый эмоциональный «градус». В этом, как, впрочем, и абсолютно во всех других фестивальных концертах стоящий за пультом Валерий Гергиев, подобно мощному аккумулятору, заряжал своей энергией исполнителей, которые ни на мгновение не выходили из-под власти маэстро, следуя его магическим посылам.

Для моряков Северного флота
Особая атмосфера царила на концертах, которые прошли на следующий день, 16 апреля, в Заполярье, на Кольском полуострове. Сюда участники Пасхального фестиваля прилетели из Калининграда на самолете. Брасс-ансамбль Мариинского театра с большим успехом выступил перед военнослужащими и учащимися музыкальных школ во Дворце культуры «Строитель» расположенного на берегу незамерзающего Баренцева моря закрытого военного города Североморска, который является главным местом базирования Северного флота. Важно отметить, что в нескольких километрах от Североморска находится поселок Видяево, названный в честь славного земляка самарцев героя-подводника, кавалера трёх орденов Красного Знамени и ордена Британской империи Фёдора Видяева, который погиб в июле 1943 года при выполнении боевого задания. Родина Видяева - поселок Степная Шентала Кошкинского района Самарской области.
Вечером в Мурманске в исполнении оркестра Мариинского театра и выдающихся солистов-инструменталистов прозвучала роскошная программа. Ее открыл талантливый 19-летний южнокорейский пианист Сенг Чжин Чо, завоевавший в 2011 году третью премию на XIV Конкурсе Чайковского. Маэстро Гергиев взял юного пианиста под свое крыло и помогает ему в дальнейшем творческом становлении. Сенг Чжин Чо с блеском исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского, продемонстрировав исключительную виртуозность и свободу владения инструментом. В исполнении Пинхаса Цукермана и канадской виолончелистки Аманды Форсайт прозвучал двойной концерт Брамса, в котором особенно ярко проявились индивидуальности музыкантов. Склонный к мягким лирическим откровениям Цукерман и обладающая завидной энергетикой Форсайт как бы исповедовались друг другу. В ансамбле с руководившим оркестром маэстро Гергиевым музыканты открыли слушателям мир глубоких переживаний. Апофеозом программы стало масштабное симфоническое полотно - «Поэма экстаза» Скрябина.

Карельские эпизоды
Утром 18 апреля пасхальный поезд прибыл в Карелию – в расположенный на берегу Белого моря город Беломорск – исходный пункт печально известного Беломоро-Балтийского канала. Сюда Валерий Гергиев приехал уже во второй раз. В помещении местного Дома культуры маэстро и Страдивари-ансамбль Мариинского театра встретил самобытный коллектив беломорского хора. По окончании фестивального концерта, в котором прозвучали популярные произведения Моцарта, Грига и Чайковского, Валерию Гергиеву было присвоено звание «Почетный гражданин Беломорска».
Пришедшие на пасхальный концерт в петрозаводский Музыкальный театр жители столицы Карелии слушали в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева сочинения Брамса, Стравинского и Вагнера.
Впечатления с дальнейшего маршрута Московского пасхального фестиваля – в одном из ближайших номеров нашей газеты.
Фото предоставлено пресс-службой Московского пасхального фестиваля.  

Число просмотров: 428.


Написать комментарий





<< Май 2014 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  









Добавить рекламное объявление



Союз Журналистов России - Самара








Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация
Copyright "Самарские известия" 20052013г.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "СИ" обязательна.