"PLASTIKS: plastics processing industry" magazine online Русский


  1  
  2  
  3  
  Conference  
 Search 



 Enter 
 Your basket 
 Help 

Многоликий «снайпер» Сергей Захаров

У ведущего актера «СамАрта» - 60 летний юбилей
За 34 года на сцене театра Заслуженный артист России сыграл около 100 ролей


Конечно, не все роли Сергея Захарова были главными. Но его это нисколько не смущает: «Тюз есть тюз, и я переиграл великое множество медведей, царевичей. Это была обыкновенная хорошая рутинная работа, на которой актер учится осознавать себя на сцене, постигает технологические навыки мастерства, готовя себя к большим ролям. В сказках актеры вообще раскрываются по-особому, это очень интересная штука. Жаль, что сейчас в театре не так много сказок, и я не играю ни в одной…»

Вниз по Волге-реке
В Куйбышев Захаров приехал в 1980 году из Горького, где родился, окончил театральное училище и пять лет проработал в театре комедии. Он не скрывает, что приехал за искусством: один его давнишний знакомый, живший в нашем городе, много рассказывал о том, что здешняя театральная жизнь бьет ключом. А в Горьком в то время был театральный застой.
Поначалу театральная ситуация в Куйбышеве действительно вселила в Захарова надежду. В те годы на подъеме был местный Дом актера, сцена которого регулярно предоставлялась молодым, находящимся в поиске артистам. Здесь кипела творческая жизнь, можно было поставить что-то самому или попросить кого-то из режиссеров поставить на себя. А как приятно было прийти в Дом актера даже поздно ночью после спектакля, чтобы посидеть у камина, пообщаться с коллегами. К сожалению, многое из этого уже в прошлом.
Однако театральная атмосфера в Куйбышеве определялась не одним только Домом актера. Еще во время работы в Горьком Захарову довелось много слышать о местном театре драмы, который высоко котировался в тогдашних театральных кругах. Но спектакли Петра Монастырского не поразили воображение молодого актера. Присущей им сценической культуры и технологической чистоты оказалось недостаточно, чтобы тронуть его по-настоящему.

Без «комплекса неполноценности»
Сергей Захаров стал актером Куйбышевского театра юного зрителя. Вначале у него было много самых разных вводов в спектакли текущего репертуара, эпизодических ролей. В некоторых спектаклях приходилось изображать по три-четыре персонажа. Первой крупной ролью Захарова в Куйбышевском тюзе стал Карл Моор в драме Шиллера «Разбойники» в постановке Валерия Золотухина. Важной вехой явилась для него роль Ильмара в спектакле «Ужин на пятерых» Энна Ветемаа в постановке Андрея Дрознина. Этот спектакль высоко оценил приезжавший в наш город известный режиссер Кама Гинкас. Интересными были работы Захарова в спектаклях зарубежных режиссеров. Он сыграл Клавдия в шекспировском «Гамлете» в постановке англичанина Алэсдера Рамсея и одного из персонажей-мужчин в «Биении сердца» - автор пьесы и режиссер Рул Твейнстра из Нидерландов.
Не секрет: было время, когда актерам Куйбышевского театра юного зрителя постоянно навязывали некий «комплекс неполноценности». «У нас самих, - вспоминает Сергей Захаров, - такого комплекса никогда не было, мы его не брали в расчет, не считали себя ущемленными судьбой, работали честно и с полной отдачей. К тому же я приехал из города, где театр юного зрителя долгое время играл первостатейную роль, далеко обойдя по своему имиджу тамошнюю академическую драму. Достаточно сказать, что именно в Горьковском тюзе заведующим литературной частью в 1970-е годы был хорошо всем известный Анатолий Смелянский».

Во всех версиях «Бумбараша»
Самарскому театру юного зрителя, ныне «СамАрту», Сергей Захаров отдал почти три с половиной десятилетия творческой жизни, в октябре 1998 года стал заслуженным артистом России. Он играет в знаковых для «СамАрта» спектаклях Адольфа Шапиро – в мюзикле «Бумбараш» и в брехтовской «Мамаше Кураж», причем занят во всех версиях «Бумбараша» - 1997, 2006, 2009 и 2014 годов.
Захаров: «Появление ролей-вех зависит, прежде всего, от режиссера. С началом «наездов» Александра Кузина в «СамАрте» забурлила интересная, умная работа над спектаклями, начали реализовываться очень привлекательные идеи, которые по нынешним временам, может быть, не очень популярны, но позволяют создать настоящий театр. Кузин из тех режиссеров, которые заставляют актера мыслить на сцене. Сам бывший актер, он, кроме того, обладает особым педагогическим чутьем, умеет преодолевать актерские штампы, «подвести» роль под конкретного исполнителя, сделав существование актера в пьесе максимально приближенным к его органике. Сожалею, что ввиду болезни не смог сыграть в первом спектакле Кузина - детской сказке «Чу-ха-ха» по Чуковскому и был только ассистентом режиссера».

Большие роли – «косяком»
Со временем большие роли пошли к Захарову, образно говоря, косяком, раскрывая все новые грани его таланта. И артист по-настоящему, мощно и широко развернулся в них, представ мастером, которому по плечу воплощение самых разных человеческих характеров и типов.
Захаров сыграл в каждом из водевилей в поставленной Кузиным чеховской триаде: «Предложение», «Медведь» и «Юбилей», сыграл он и в кузинском «Василии Теркине» по поэме Александра Твардовского - «версии 2005 года хроники подвига в Великой Отечественной войне».
Одной из лучших работ Захарова стал Барон в спектакле Кузина по пьесе Максима Горького «На дне». В актерском ансамбле этого спектакля по существу нет слабых звеньев, он идет на одном дыхании. Не оторваться от сцены, в которой Барон - Захаров выясняет отношения с Квашней. Давно не доводилось видеть столь глубокого и проникновенного существования актера на сцене. Кажется, впервые поверил постоянно выскальзывающей из уст Барона высокомерно-пренебрежительной реплике «дальше».
Совсем иной образ Захаров создал в самартовском эксклюзиве - мюзикле Михаила Бартенева и Алексея Шелыгина «Вино из одуванчиков» в постановке Михаила Кислярова. Спектакль - картинки жизни небольшого провинциального американского городка, преломленные восприятием главного героя - двенадцатилетнего мальчугана Дуга Сполдинга. Зрители застают его в переломный момент осознания самоценности земного бытия со всеми его радостями, тревогами и надеждами, но и с фатальной неизбежностью конца. В прологе Дуг уже взрослый человек. Перечитывая написанное давным - давно письмо - своеобразное послание из прошлого, он вспоминает эпизоды своего детства, населенные дорогими его сердцу людьми. От исполнителя этой роли зависит очень многое, по существу, весь эмоциональный строй действия. Сергею Захарову в роли Дуга удается «транслировать» спектаклю удивительную сердечность и теплоту. И вот - пусть на какое-то мгновение, складываются осколки далекой, уже прожитой жизни и возвращается кусочек детства, ароматный, как то самое вино из одуванчиков.

«Классические» удачи
Сезон 2007 - 2008 годов стал для «СамАрта» сезоном русской классики. В репертуаре театра появилось сразу три спектакля по произведениям отечественных авторов. Первый спектакль - «Таланты и поклонники» Александра Островского поставил санкт-петербургский режиссер Анатолий Праудин, обозначивший его жанр как «комедию жизни». В этом спектакле каждый из актеров сыграл одну из своих лучших ролей. Сергей Захаров безупречен в роли помещика-миллионера Великатова. В исполнении артиста этот вальяжный, невозмутимый и даже ироничный человек на самом деле - матерый хищник. Он прекрасно знает, чего хочет, подобно азартному игроку точно просчитывает все ходы далеко вперед и уверенно, шаг за шагом приближается к намеченной цели: заманить в свои сети молодую актрису Негину. Благо, другие обожатели ввиду своей простоты фактически помогли Великатову, отлучив ее от театра.
Александр Кузин поставил в «СамАрте» гоголевского «Ревизора», который не шел на самарских подмостках более двух десятилетий. Режиссер отказался от подчеркнутой внешней характерности, смачного обыгрывания деталей поведения, повадок и внешних примет ставших почти нарицательными героев знаменитой комедии. В их речи отсутствует нарочитость интонаций, нажим. В спектакле целая череда прекрасных актерских работ, благодаря чему персонажи пьесы раскрываются порой в неожиданном, и не только в традиционном острохарактерном ключе. Не секрет, что «Ревизора» часто ставят на определенных актеров - исполнителей ролей Хлестакова и городничего. Так было и в этот раз. Городничий Сергея Захарова - матерый «хозяин» - хищник и в то же время человек не со столь уж «грубо развитыми склонностями души», как того и желал автор. Чем-то он неуловимо напоминает субъекта из нашего времени. Актер играет широко, свободно, с подлинным мастерством.
А под самый занавес сезона вышел поставленный Георгием Цхвиравой спектакль «Отцы и дети». Автор инсценировки романа Ивана Тургенева - Адольф Шапиро. В спектакле ровный состав исполнителей, точное актерское попадание в характеры персонажей, в каждой роли - своя «изюминка». Вызывающе резкому, порою циничному и беспощадному в своих оценках и в то же время ироничному, способному на глубокие чувства Базарову Алексея Меженного противостоит его «идейный» противник Павел Петрович Кирсанов, рафинированный интеллигент, погрязший в комплексах старомодной дворянской морали и непримиримый в своем неприятии современного ему общества. Эта роль стала очередной удачей Сергея Захарова.

Аверченко, Лев Толстой, Чехов, Шекспир и другие…
Одна из последних премьер «СамАрта» - спектакль по рассказам известного русского писателя-сатирика и юмориста начала XX столетия Аркадия Аверченко. Два названия: «Семь способов соблазнения» и «Альбом» в равной степени соответствуют его содержанию и стилистике того, что происходит на сцене. Автор инсценировки и режиссер - Георгий Цхвирава. Острокомедийный жанр спектакля и его стремительный темпоритм не допускают «раскачки» и приблизительности в обрисовке характеров. Игру Сергея Захарова отличает особая тонкость психологического рисунка. Его мужья-рогоносцы Берегов и Петр Семенович в сценах «Инженер» и «Пасха на рождество» «хороши» каждый по-своему, что неожиданно открывается в конце каждого из сюжетов. Несмотря на внешнюю благопристойность, оба - еще те прохиндеи и лицемеры, и эти их качества артист передает тонко, без нажима и заигрывания с публикой.
Еще одной премьерой юбилейного, 80-го сезона «СамАрта» стал спектакль по повести Льва Толстого «Фальшивый купон». Драматическую версию этого произведения создала драматург Наталья Скороход, художественный руководитель постановки Анатолий Праудин. Спектакль представляет собой заключенное в яркую театральную форму чтение в лицах, при этом у каждого из актеров несколько ролей. Среди исполнителей не затерялся и «многоликий» Сергей Захаров, убедительно сыгравший череду разнохарактерных персонажей.
У Захарова немало удач и в самартовских спектаклях последних лет. Его Дорн в чеховской «Чайке» - богатый по своему внутреннему миру персонаж, который на протяжении всего действия сохраняет внешнее спокойствие и как бы со стороны наблюдает за происходящим вокруг, давая всему снайперски точные оценки. Убедителен Захаров в небольшой по объему, но чрезвычайно драматургически важной роли Первого актера в шекспировском «Гамлете» - эти спектакли поставил Анатолий Праудин. В водевиле Авксентия Цагарели «Ханума» в постановке Георгия Цхвирава Сергей Захаров с подлинным азартом, но и без излишнего нажима играет безалаберного, пустого и легкомысленного князя Пантиашвили.
Поклонники «СамАрта», а это люди самых разных возрастных категорий, любят Захарова - актера мягкой, интеллигентной натуры, может быть, не очень броского по своей исполнительской манере, но всегда убедительного и органичного. Ну а сам Сергей Захаров, как всегда, мечтает о новых ролях.  

 


Design and programming BBSOFT DESIGN GROUP &