Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация

№201 Дети на развес

№200 Выход есть

№202 Артисты озверели

Музыкальный бал от Александра Анисимова

Валерий ИВАНОВ

№32 (6461) от 22.02.13

В Самарской опере состоялся вечер-бенефис ее художественного руководителя и главного дирижера

Оркестр и певцы-солисты оказались на высоте

В 2011 году, накануне открытия 81-го сезона Самарского академического театра оперы и балета, его труппе и музыкальной общественности Самары был представлен новый художественный руководитель и главный дирижер театра заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, почитаемый одним из самых авторитетных в нашей стране дирижеров и руководителей в сфере музыкального театра.
Маэстро Анисимов востребован не только на родине, но и в Европе и за океаном. Как приглашенному дирижеру ему довелось сотрудничать с такими крупнейшими театрами, как «Колон» в Буэнос-Айресе, Опера Бастий и Опера Гарнье в Париже, Гран Театр Liceu в Барселоне, а также с филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Варшавы, Монте-Карло, Роттердама, Вильнюса и Будапешта, с лондонскими симфоническим и Королевским филармоническим оркестрами. Анисимова высоко ценят в Ирландии и Корее. В 1993 году в Риме оркестр «Санта Чечилия» вручил ему дирижерскую палочку Леонарда Бернстайна. О яркой творческой судьбе Александра Анисимова - в его эксклюзивном интервью нашей газете («СИ» от 09.11.2011).
Не является секретом, что, став художественным руководителем Самарского оперного театра, маэстро не расстался с академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь, главным дирижером которого он является на протяжении последнего десятилетия. Это нормальная, хотя и абсолютно непривычная для Самары ситуация: по-настоящему талантливые музыканты, а маэстро Анисимов, безусловно, из когорты избранных, буквально нарасхват, их стараются заполучить самые именитые коллективы в разных странах.
В 2012 году Александр Анисимов отметил свое 65-летие, удостоившись личного поздравления президента Республики Беларусь. Вполне логично решение маэстро отметить эту дату и с руководимым им самарским коллективом. Любители музыки города стали гостями специально подготовленного вечера-бенефиса «Александр Анисимов приглашает», превратившегося, по меткому выражению приглашенного для его ведения Святослава Бэлзы, в настоящий музыкальный бал, в котором маэстро продемонстрировал грани своего таланта как оперного, так и симфонического дирижера. Немаловажным является и то, что концерт волей-неволей воспринимался и как своеобразный творческий отчет оркестра театра и ведущих солистов оперной труппы.
Диапазон музыкантских интересов маэстро чрезвычайно широк. За годы артистической карьеры ему довелось осуществить, в том числе и впервые, постановки большого числа классических и современных опер, исполнить симфонические произведения композиторов разных эпох. Конечно, в одном-единственном концерте все это можно обозначить лишь эскизно: нельзя объять необъятное. К тому же необходимо учитывать и реальные возможности музыкантов оркестра и певцов-солистов. Тем не менее, программа бенефиса оказалась разнообразной по жанрам, по-настоящему интересной и праздничной. Этому способствовало и то, что в первом отделении оркестр эффектно расположился на планшете сцены, расширенном за счет перекрытой оркестровой ямы. Не укрылась от внимания и помещенная в самый центр сцены «королева инструментов» - арфа, отсутствие которой в оркестре болезненно ощущалось в течение многих лет.
Маэстро Анисимов сделал ставку на редко, а то и вовсе не исполнявшиеся в Самаре произведения. Таковых, к сожалению, немало. Последние годы оперный репертуар театра по существу не выходил за рамки дежурного и общедоступного. О таких авторах, как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, Рихард Вагнер (страшно даже подумать), Шарль Гуно и многие другие, самарским меломанам не приходится и мечтать. Поэтому настоящим откровением стало исполнение в самом начале концерта грандиозной сюиты из оперы Прокофьева «Война и мир». Прозвучала череда самых, пожалуй, эффектных фрагментов из сцены бала со знаменитым вальсом, сцены «Отрадное» с арией Андрея Болконского и батальной сцены с арией Кутузова.
Хор театра не был занят в концерте, и поэтому вся нагрузка в оперном блоке программы легла на солистов. И нужно отметить, качество многих номеров оказалось отменным. Это относится, прежде всего, к Ирине Янцевой, блестяще справившейся с концертом для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра. Написанное специально для выдающейся певицы - колоратурного сопрано Надежды Казанцевой это труднейшее произведение - подлинный шедевр, одна из меток советской культурной ауры середины прошлого века. И беда, что оно напрочь выпало из нынешнего культурного обихода.
В исполнении Евгении Теняковой и Валентиной Анохиной мягко и проникновенно прозвучал элегический дуэт из «Пиковой дамы» Петра Чайковского, в исполнении Татьяны Гайворонской и Василия Святкина – эффектные оперные номера – ария Лауретты из «Джанни Скики» Джаккомо Пуччини и эпиталама - свадебная песня - Виндекса из «Нерона» Антона Рубинштейна.
Концертмейстер оркестра Татьяна Казакова – случай беспрецедентный для Самарского оперного театра – солировала в трехчастном концерте «Зима» из цикла Антонио Вивальди «Времена года». Бенефисными для оркестра стали зажигательный матросский танец «Яблочко» из глиэровского балета «Красный мак» и, конечно же, завершившее первое отделение блестящее «Итальянское каприччио» Чайковского. Под управлением Анисимова это сочинение недавно прозвучало в исполнении оркестра нашей филармонии, и нужно отметить, что нынешнее его исполнение оперным оркестром оказалось ничуть не хуже. Конечно же, во всем этом – талант и интеллект маэстро, вдохновляющего исполнителей своим энтузиазмом и обаянием.
Немного разочаровало второе отделение вечера, в котором было обещано редкостное не только по мелодическому богатству, но и драматизму третье действие пуччиниевской «Тоски». Было принято спорное, на мой взгляд, решение исполнять его не в логически ожидаемом по характеру программы концертном варианте, а как бы в виде фрагмента полноценного спектакля. «Тоска» отсутствует в репертуаре театра, ввиду чего сделанное на подборе оформление, эклектичные по стилистике костюмы, унылое освещение, а главное – оказавшиеся брошенными на произвол судьбы без столь необходимого в оперном спектакле режиссера исполнители Ирина Крикунова - Тоска и Михаил Губский - Каварадосси сильно проиграли, вынужденные действовать сообразно своим собственным представлениям. Как всегда в подобных ситуациях выручила музыка. Кстати, прозвучало без сокращений знаменитое оркестровое вступление, рисующее картину рассвета над Римом. Возможность исполнить этот развернутый музыкальный фрагмент, возможно, явилась для маэстро дополнительным аргументом в пользу включения в программу оперного акта из «Тоски». Впрочем, занявшие свое обычное место в недрах оркестровой ямы музыканты, как показалось, вдруг подрастеряли запас исполнительского драйва, столь очевидно присутствовавшего у них в первом отделении концерта.
Эти в основном постановочные изъяны не снизили общего впечатления от вечера-бенефиса маэстро Анисимова, под руководством которого за чрезвычайно короткий срок самарская опера сделала заметный творческий рывок.

Число просмотров: 1558.


Написать комментарий




<< Ноябрь 2013 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  











Союз Журналистов России - Самара






Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация
Copyright "Самарские известия" 20052013г.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "СИ" обязательна.