18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Джо «зажигает» в Москве

№32 (7085) от 18.08.16

В Генплан Самары внесли изменения

Почем фунт земли

Грани XXV Собиновского фестиваля

Валерий ИВАНОВ
№ 102 (6291) от 15.06.12

Юбилейная афиша вместила сочинения самых разных жанров

Завершившийся на днях в Саратовском театре оперы и балета Собиновский музыкальный фестиваль был юбилейным, двадцать пятым по счету. Он как всегда представил зрителям яркую, разнообразную программу из симфонических программ, оперных и балетных, в том числе и премьерных спектаклей, познакомил с редко звучащими, по существу возрожденными из небытия произведениями. Одним из эксклюзивов фестиваля стал традиционный Конкурс конкурсов вокалистов.
Опыт одного из старейших прописанных в российской провинции фестивалей представляет большую ценность для Самары, особенно теперь, когда труппа местного оперного театра вернулась в открывшееся после реконструкции помещение своего стационара и был проведен первый фестиваль оперного искусства имени Ирины Архиповой.

 

Симфонические эксклюзивы

Особый размах симфоническому фестивальному блоку придало участие в нем ведущих коллективов города – театра хоровой музыки, хора Саратовской консерватории имени Л.Собинова и концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд».
В программе открывшего фестиваль симфонического концерта оказались собранными все произведения П.Чайковского, в которых звучит гимн Алексея Львова «Боже, царя храни». По этому поводу художественный руководитель фестиваля, художественный руководитель и главный дирижер театра Юрий Кочнев заметил: «Удивительно, что в начале ХХI века у Чайковского, нашего национального гения, находятся сочинения, не звучавшие более 70 - 80 лет. Есть в этой музыке что-то такое, что поднимает душу. По существу это гениальный официоз».
Включенные в программу концерта сочинения либо вообще не исполнялись в течение многих десятилетий, либо исполнялись с другими текстами. Сегодня все они как никогда к месту – и по своим выдающимся художественным достоинствам, и по соответствию дате: в 2012 году отмечается 1150-летие зарождения Российской государственности.
Мелодия открывшего программу марша на слуху у меломанов старшего поколения, но лишь немногим известно, что это «Торжественный коронационный марш», написанный Чайковским для церемонии коронации императора Александра III. С первых его тактов звучание оркестра буквально заковано в тиски железного ритма. Чеканная поступь средней части разливается широкой кантиленой русской темы, рисующей бескрайние просторы России. А в финале звучит тема величального гимна Алексея Львова. Совершенно само по себе построение этого марша, вобравшего в себя и помпезный официоз, и проникновенную лирику.
Симфоническая поэма «Москва» являет особую грань творчества Чайковского – патриота. В ее музыкальной ткани слышатся и былинный распев, и интонации из оперных сочинений композитора. Особенно эффектно прозвучали известное как «Ариозо воина» соло меццо-сопрано в исполнении Марины Демидовой и финал.
Своеобразным эксклюзивом стало исполнение кантаты «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого», которая впервые с момента написания прозвучала с оригинальным текстом Якова Полонского и с восстановленным музыкальным фрагментом «Боже, царя храни».
Завершила программу торжественная увертюра «1812 год». И снова в звучании оркестра – редкостная энергетика, соответствующая характеру музыки. В финале – особая мощь звучания благодаря усиленному составу духовой группы. В музыке кантаты – и марши, и широкие распевные мелодии. Есть и своеобразная сцена нашествия, в которой сталкиваются французская тема революционной «Марсельезы» и российская - гимна «Боже, царя храни».
К сожалению, в этот вечер тембр звучания сводного хора, вынужденно расположенного далеко в глубине сцены за оркестром, оказался искаженным микрофонным усилением. Зато в оркестре очень качественным и стройным звучанием порадовала медная группа.
Неким «противовесом» классике стала программа сочинений Галины Уствольской, почитаемой одним из самых талантливых отечественных композиторов ХХ столетия. Интриговало само название этой программы, в котором автора представили как «потаенного гения российской музыки».
В первом отделении прозвучали ранние, во многом еще традиционные по форме сочинения Уствольской. Поэма для симфонического оркестра (1958 год) начинается в медленном темпе. Строгая, мрачноватая мелодия с яркими эмоциональными всплесками постепенно приходит в движение, в стремительный бодрый ритм, угасая и вновь взмывая мощным гимническим финалом. Былина о Степане Разине (1948 год) написана на слова известной песни «Ой, то не вечер…». В ее мелодии и внутренняя мощь, и нежность. Завершается былина тончайшим, бесконечно истаивающем в пространстве пиано. В целом это сильный драматический монолог для баса-кантанте, который проникновенно исполнил Владимир Верин. В концерте для фортепиано, струнного состава оркестра и литавр (1946 год) солировал Алексей Любимов, которому посвящено это сочинение.
Симфония №3 «Иисусе Мессия» (1983 год) наиболее характерна для позднего периода творчества Уствольской. Она исполнялась на фоне спроецированной на задник сцены некой сложной конструктивистской структуры. Звучание необычной по составу оркестровой группы, в которой, в основном, ударные и контрабасы, отличается остротой и резкостью. Преобладают чеканные удары, сопровождающие повторяющийся бесконечное число раз краткий мотив. Симфония прозвучала впервые после единственного исполнения на заседании в Союзе композиторов. На многих даже самых искушенных и просвещенных слушателей она безусловно произвела шокирующее впечатление.

Сцена из спектакля "Чио-Чио-сан"

 

Оперные премьеры

После показанных на Собиновском фестивале в прошлые годы таких редко исполняемых опер, как «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева и «Бандиты» Ж.Оффенбаха, мировой премьеры оперы екатеринбургского композитора В.Кобекина «Маргарита» и незаслуженно забытой грандиозной по своему трагическому масштабу «Орестеи» С.Танеева Юрий Кочнев решил на сей раз побаловать публику более популярными шедеврами. Ими стали абсолютно не схожие по стилистике, масштабу, да и по частоте обращения к ним оперные премьеры сезона - «Тайный брак» Д.Чимарозы и «Чио-Чио сан» Дж.Пуччини.
«Тайный брак» - комическая опера-буфф, написанная в ХVIII веке и предвосхищающая «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Музыкальный уровень спектакля чрезвычайно высок. Оркестр под управлением Юрия Кочнева играет с изяществом и с особой легкостью. Богатое нюансами и красками звучание, впрочем, далеко не инфантильно, но оно не заглушает певцов. Нет тяжелых, затянутых темпов.
Поставивший спектакль маститый санкт-петербуржский режиссер Александр Петров перенес действие оперы в наши дни, а конкретно – в салон ритуальных услуг. В спектакле масса режиссерских находок. При этом все предельно четко, на музыке, сценически оправдан и обыгран каждый музыкальный фрагмент. Актеры создают прекрасные вокально-сценические образы. Их голоса звучат свободно, без надрыва, у них выразительная фразировка, дикционная четкость в скороговорках. Может быть, лишь Михаилу Кожушко - исполнителю теноровой партии Паолино, не всегда достает рельефности и изящества в исполнении фиоритур.
Актеры явно увлечены игрой, с легкостью, без нажима выполняют заданные режиссером динамичные мизансцены, не впадая в столь привычную в комических операх игровую отсебятину. Правда, поначалу им потребовалось какое-то время, чтобы войти в заданный темпоритм спектакля. Можно, пожалуй, на равных назвать и остальных из немногочисленной актерской команды спектакля. Это Виктор Григорьев – прижимистый глава семейства Джеронимо, Марина Сальникова – его младшая дочь Каролина, Ольга Колчина – его старшая дочь Каролина – это она и Паолино в центре чрезвычайно запутанной любовной интриги, Марина Демидова - его сестра Фидальма и, наконец, Александр Корнеев – безалаберный граф Робинсон.
Стильное, но фундаментальное оформление рассчитано на достаточно сложные игровые и даже трюковые мизансцены. Актерам приходится спускаться по длиннющей лестнице со второго этажа декорации, то и дело открывать и закрывать временами заедающие - как обычно бывает на сцене - подвижные жалюзи на окнах.
Пожалуй, в сюжете слишком уж много самых разнообразных неожиданных поворотов, что, в конечном счете, особенно при недостаточно четких мизансценных кульминациях, вызывает торможение восприятия. И все же у меня как у зрителя порой возникало редкостное ощущение сценического шика.

Дирижер-постановщик «Чио-Чио-сан» Юрий Кочнев ведет спектакль как всегда уверенно, в присущем ему волевом ключе. Чутко аккомпанируя певцам, он полностью овладевает инициативой в развернутых оркестровых интродукциях. Вообще музыкальная сторона спектакля на высоте. В роскошной по мелодическому богатству, драматически насыщенной партитуре оперы все как на ладони, и остается только поддерживать на протяжении спектакля эмоциональный тонус действия.
Спектакль с японским сюжетом решен санкт-петербургским режиссером Алексеем Степанюком в европейской стилистике, без сусальной внешней экзотики. В колорите сценического действия, оформления и костюмов - приметы нашего времени. Вместо традиционных, раскрашенных в японском стиле ширм - уходящие под колосники легкие прямоугольные планшеты из лозы серого цвета. Минимален предметный ряд. Японский колорит привносится видеопроекциями с постоянно изменяющейся цветовой гаммой – художник Юрий Устинов (Москва), в связи с чем сценическое действие порой напоминает сопровождаемое цветомузыкой представление. Однако в целом в оформлении все-таки преобладает притемненный колорит.
Первые мизансцены спектакля разворачиваются на фоне динамичной уличной толпы. Бурлит жизнь: бар, столики, общение, флирт, разборки в толпе. Мелькающие видеопроекции усиливают общую динамику действия. Режиссером и актерами тщательно проработаны характеры персонажей. Чио-Чио сан – далеко не столь уж покорная судьбе беззащитная особа. В порыве гнева она даже стреляет из пистолета в своего обидчика маклера Горо. Ольга Кочнева в целом справилась со сложной по тесситуре и исключительно эмоциональной партией заглавной героини, хотя в особо драматических местах в звучании голоса певицы все-таки ощущается напряженность.
Импозантен Пинкертон в исполнении Ильи Говзича. По диапазону и эмоциональному строю эта партия соответствует индивидуальности артиста, рисующего образ беспечного циника, не вполне отдающего себе отчет в том, что он совершает. Правда, в последней картине естественность поведения артиста теряется, он мечется по сцене, совершенно ненатурально изображая невесть откуда взявшиеся у его персонажа угрызения совести.
В исполнении Александра Багмата лирическая по своему характеру партия Шарплеса кажется излишне огрубленной и по звучанию, и по манере сценического поведения. Для Михаила Кожушко удачей стала небольшая по объему, но колоритная по характеру партия Горо. Ближе к концу спектакля режиссерская фантазия Степанюка начала заметно пробуксовывать, и основная эмоциональная нагрузка окончательно переместилась на пение и звучание оркестра.
О Конкурсе конкурсов вокалистов и других важных гранях юбилейного Собиновского фестиваля - в одном из ближайших номеров нашей газеты.


Число просмотров: 4577.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Март 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Новости в фото









реклама