"PLASTIKS: plastics processing industry" magazine online Русский


  1  
  2  
  3  
  Conference  
 Search 



 Enter 
 Your basket 
 Help 

«Тщетная предосторожность» без задора и куража

Предложенная хореографическая версия старинного балета не отличается новизной

В Самарском академическом театре оперы и балета показали балет «Тщетная предосторожность» на музыку Петера Гертеля со вставным заключительным па де де из балета Лео Делиба «Коппелия». Это перенос на основную сцену спектакля, впервые показанного в период ремонта стационара театра на сцене филармонии в начале 2010 года. По правде говоря, тот филармонический показ не стоило воспринимать слишком серьезно: не было ни живого звучания оркестра – спектакль шел под фонограмму, ни достойного оформления сцены – оно было сделано на случайном подборе. 

Балетмейстер-постановщик спектакля Кирилл Шморгонер, художник Наталья Хохлова. Для Виктора Куликова это второй после «Анюты» балетный спектакль в нашем театре, дирижером-постановщиком которого он является.
Уходящая корнями в XVIII столетие «Тщетная предосторожность» - комический балет с наивным сюжетом, в одинаковой степени доступный самой разнообразной аудитории. Этот балет не имеет общепризнанного канонического варианта хореографии, хотя все его многочисленные версии на музыку разных композиторов «проросли» из самой первой постановки 1789 года французского балетмейстера Жана Доберваля.
В России балет «Тщетная предосторожность» на музыку Гертеля появился спустя столетие. С течением времени определились две его «базовые» редакции, на которые так или иначе ориентируются хореографы. В Санкт-Петербурге это давняя редакция Льва Иванова и Мариуса Петипа, в Москве – более поздняя редакция Александра Горского. «Тщетная предосторожность» дважды значилась в афише куйбышевского театра: в 1936 году этот балет поставил Александр Томский, в 1971 году – Алла Шелест и Рафаил Вагабов.
Не обладая пронзительной лиричностью «Жизели» и яркой бравурностью «Дон Кихота», «Тщетная предосторожность» может выиграть только за счет создания на сцене особой - наивной и непосредственной - атмосферы действия, воплощения сочных комических характеров и убедительного преломления языком хореографии ситуаций, которые составляют суть ее непритязательного, типичного для комедийных представлений сюжета, сразу настраивающего на мажорный лад. Впрочем, в программке к возобновленному спектаклю уже нет указания на то, что «Тщетная предосторожность» - комический балет. А чтобы считать его вполне серьезным, пожалуй, просто не достает сюжетного материала.
Уместно напомнить, что, наряду со спектаклями классического наследия, в репертуаре самарской балетной труппы всегда, а особенно в период 1970-х – 1990-х годов, когда труппу возглавлял Игорь Чернышев, были постановки с яркой авторской хореографией. Поэтому в сознании самарской публики все еще не истаяла аура некой хореографической элитарности самарской труппы, и это задает планку при оценке вновь появляющихся спектаклей с претендующей на авторство хореографией.
В рецензии на «Тщетную предосторожность» («С.И.» за 2.02.2010 года) отмечалось, что с этой точки зрения к нынешней постановке немало претензий. Позиция автора рецензии не изменилась и сейчас.
Кирилл Шморгонер предложил солистам и кордебалету не отличающийся принципиальной новизной, весьма однообразный по лексике текст танцевальной партитуры. Дуэты главных героев довольно бесцветны, мало разнятся один от другого. К тому же постановщику не удалось в полной мере разбередить в исполнителях актерскую жилку, пробудить в них подлинный кураж, помочь создать полные задора и лукавства характеры и как результат - превратить искрящийся юмором комический сюжет в по-настоящему увлекательное зрелище. А ведь в этом сюжете - россыпь тонких нюансов и деталей, которые могли бы значительно оживить действие. В этой связи вспоминаю признание Шморгонера: «Самарская труппа актерски очень способная. По сравнению с ней у нас в Перми - холодные профессионалы».
Нынешняя «Тщетная…» - скучноватый монотонный спектакль-дивертисмент, который идет как бы по наработанному клише, а первое действие даже по композиционному построению мизансцен мало чем отличается от той же «Жизели». Хореографа то ли загипнотизировала стандартная «картинка» с домиком в левом углу сцены, то ли ему просто не хватило фантазии и воображения при работе с исполнителями.
В какой-то момент ловишь себя на том, что и самому действию, и сопровождающему его ровному и выразительному звучанию оркестра на протяжении всего спектакля не достает ярких эмоциональных кульминаций. Не случайно по завершении первого акта премьерного показа у исполнителей не было повода выйти на поклоны: жидкие аплодисменты иссякли еще до закрытия занавеса.
Не обошлось и без штампов. Так, Владимир Шачнев в роли Марцелины - эту комическую женскую роль по сложившейся традиции исполняет танцовщик-мужчина - подчеркивая комичность персонажа, то и дело приподнимает груди и поправляет чепец, чем по существу и ограничивается набор выразительных средств артиста.
Исполняющим партии юных возлюбленных Марине Дворянчиковой - Лизе и Алексею Турдиеву - Колену не достает трогательности и искренности, они заняты в основном выполнением хореографических па. Несколько инфантильным показался Алексей Савин в роли незадачливого жениха Никеза. В этой подчеркнуто комической роли следует отдать предпочтение Игорю Ожегову - его довелось видеть в прошлый раз. Органичная танцевальная пластика, раскрепощенность и азартность артиста позволили создать убедительный, не лишенный обаяния образ.
По сравнению с недавно осуществленными на новой сцене балетными премьерами оформление «Тщетной предосторожности» показалось менее праздничным и эффектным. Сложилось впечатление, что оно сделано по «остаточному принципу». Создающие на сцене растительный орнамент кулисы выглядели на премьере недостаточно разглаженными, а комната зажиточного крестьянского дома во втором действии своими грандиозными масштабами и мало соответствующим крестьянскому быту убранству скорее напоминала интерьер замка.

 


Design and programming BBSOFT DESIGN GROUP &