"PLASTIKS: plastics processing industry" magazine online Русский


  1  
  2  
  3  
  Conference  
 Search 



 Enter 
 Your basket 
 Help 

«Басы XXI века»: финал в компании с тенорами

В заключительном концерте к участникам-«хозяевам» присоединились гости

Прозвучал роскошный венок оперных и камерных произведений

 

Седьмой международный фестиваль «Басы XXI века» завершился в пятницу, 9 декабря, особой программой: хозяева фестиваля - басы принимали гостей - участников руководимого Дмитрием Сибирцевым арт-проекта «Тенора XXI века».

 

Фестивальный эксклюзив

Представители обоих типов этих мужских голосов вперемежку выходили на сцену Самарского театра оперы и балета, исполняя популярные оперные и камерные произведения. В этот вечер зрители стали свидетелями своеобразного концерта в концерте, в котором классическая строгость исполнения сочеталась с элементами броского шоу. Но эта стилевая эклектика - своеобразная дань теперешней моде - на сей раз нигде не преступила вкусовых границ и стала логичным компонентом четко срежиссированной художественным руководителем фестиваля Дмитрием Сибирцевым и ориентированной на праздничность заключительной концертной программы фестиваля.

Профессиональный уровень всех участников концерта был на редкость высок. Это относится  не только к отборным басовой и теноровой командам певцов, но и к показавшему себя в этот вечер с наилучшей стороны и даже внешне значительно «приободрившемуся» оркестру самарского оперного театра. За пультом был  художественный руководитель и главный дирижер театра народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств России маэстро Александр Анисимов.

В концерте приняли участие уже выступавшие на нынешнем фестивале басы Андрей Валентий и Андрей Антонов и новые лица – лауреаты международных конкурсов солист Национальной оперы Украины народный артист Украины Тарас Штонда и солист московской «Новой оперы» Владимир Кудашев. Гостями фестиваля стали тенора лауреаты международных конкурсов Максим Пастер и Александр Захаров из  Большого театра России, Михаил Урусов из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Богданов из «Новой оперы», а также представленный в качестве специального гостя солист Самарского оперного театра народный артист России, лауреат Государственной премии России Александр Сибирцев.

 

Мозаика впечатлений

Вначале - о принявших участие в концерте хозяевах фестиваля - басах. Два предшествовавшие заключительному концерта - «Я помню вальса звук прелестный» и «Гала-опера», в которых прозвучало несколько десятков оперных и камерных произведений, представили, хотя и пунктирно, все жанровое разнообразие популярного басового репертуара, полностью реализовав, таким образом, сверхзадачу фестиваля. В связи с этим достаточно оправдано то, что в заключительном и ставшем подарком для слушателей гала все басовые номера были повторами из двух предыдущих программ. Во-первых, эти вещи можно слушать снова и снова, а во-вторых, в этот вечер их исполняли другие певцы. Что касается особо тонких ценителей вокала, то им представилась возможность сравнить разные исполнения, отметив достоинства и издержки каждого из них.

Репутацию одного из фаворитов нынешнего фестиваля вновь подтвердил солист Большого театра Республики Беларусь Андрей Валентий. Певец обладает богатой природой, его полетный, невероятной звучности голос порой уподобляется мощным громовым раскатам. Все это в полной мере проявилось в арии «со свистом» Мефистофеля из оперы Бойто «Мефистофель», в которой, кстати, ровно 110 лет назад на сцене миланского театра Ла Скала дебютировал Федор Шаляпин. Эта сложнейшая, сопровождающаяся натуральным свистом ария, похоже, одна из визитных карточек Валентия. Певец сорвал бурю аплодисментов, как и на предыдущем басовом фестивале 2008 года, на котором эта ария в его исполнении прозвучала, пожалуй, впервые в нашем городе. «Попутную песню» Глинки Валентий спел в авторском темпе presto – «очень быстро», который требует идеальной артикуляции и безупречной дикции, что под силу далеко не каждому певцу.

К сожалению, в Самару не смог приехать заявленный в фестивальной афише обладатель роскошного голоса, артистичный и на редкость обаятельный польский бас солист Варшавской оперы Яцек Янишевский. Заменивший его Владимир Кудашев заочно посоревновался с бакинцем Али Аскеровым в исполнении арии Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини и с москвичем Михаилом Гужовым - в романсе Булахова «Гори, гори, моя звезда».

Только в этом концерте самарцы смогли услышать своего любимца Тараса Штонду, одного из самых активных участников нескольких басовых фестивалей. На этот раз певец показал себя проникновенным лириком. Именно в этом ключе были исполнены каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова, в которой могучий, богатейшего тембра голос Штонды обрел удивительную мягкость и лиричность, рельефно передав глубокие душевные переживания героя, а также пронизанная светлым мажорным чувством «Петербургская песенка» Свиридова и романс Малашкина «О, если б мог выразить в звуке».

Четыре номера: арию Гремина из «Евгения Онегина» Чайковского, куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно, а также не стареющие народную песню «Вдоль по Питерской» и шуточную «Улица, улица» все занятые в концерте басы спели вместе. В этих номерах для каждого из них нашелся яркий бенефисный актерский и вокальный эпизод. Подобная «вольность» - одна из традиций басового фестиваля, истоки которой – в исторических концертах компании знаменитых теноров.

Тенора - гости фестиваля «Басы XII века» - 2011 также вначале блеснули в оперном репертуаре. Особенно запомнились кантиленная каватина Берендея из «Снегурочки» Римского-Корсакова в исполнении Максима Пастера и буквально излучающая страсть ария из классического испанского музыкального спектакля - сарсуэлы «Трактирщица из порта» в исполнении Михаила Урусова. Обладающий голосом яркого тембра и броским темпераментом певец блеснул еще в одном испанском номере – огненной «Гренаде».

Особо - об Александре Сибирцеве, выбравшем для своего выступления номер, не столь популярный у аудитории, но чрезвычайно сложный по структуре и являющий пример типичного для итальянской оперы развернутого сольного высказывания персонажа – арию и стретту Родольфо из вердиевской «Луизы Миллер». Успешно поддерживающий свою вокальную и сценическую форму старейшина российской оперной сцены блеснул всеми гранями классической вокальной техники, в том числе - на зависть многим молодым коллегам по сцене - на редкость крепким и уверенным звучанием верхнего регистра.

Значительную часть теноровой программы концерта составили коронные в репертуаре теноров неаполитанские песни, которые наиболее рельефно раскрыли индивидуальность каждого из исполнителей. Не обошлось, конечно, и без броских ансамблей. Так были исполнены популярнейшие песенка Герцога из «Риголетто» Верди, ария Калафа из «Турандот» Пуччини, а также «Скажите, девушки» Фальво и «Неаполитанская тарантелла» Россини.

Проявивший завидные слаженность и чуткость при сопровождении сложной многожанровой программы певцов-солистов оркестр театра под управлением Александра Анисимова сыграл и свой сольный номер - искрящуюся солнечной энергетикой увертюру к опере Бизе «Кармен». Музыкантам хотелось бы пожелать еще большей свободы, раскованности и того, что именуется артистическим драйвом, который сообщает оркестровому звучанию подлинные шик и блеск, особенно необходимые при исполнении таких ярких бравурных сочинений. Второе - камерное отделение концерта шло в сопровождении струнной группы оркестра и фортепиано, партию которого исполнил Дмитрий Сибирцев.

 

Слово маэстро

Александр Анисимов о фестивале «Басы XXI века»: «Должен признаться: к этому «басовому замыслу» у меня поначалу было несколько настороженное, если не сказать скептическое отношение. Честно говоря, так же скептически можно относиться и к подобному теноровому проекту. Но тенора все же ближе женскому сердцу, а женщины составляют 70 процентов нашей зрительской аудитории. Однако после первой же репетиции мне стало понятно, что я ошибался. Предстало исключительно яркое, интересное сочетание разных личностей, эмоциональных настроев, голосовых амплитуд, исполнительских манер, школ, и всех этих людей объединяет талант. Так интересно, когда они концентрируют свой талант и волю на маленьком пространстве исполняемого номера. Никуда не денешься и от момента соревнования, который присутствует, как и в любом оперном спектакле, между певцами: каждый втайне думает, сколько аплодисментов достанется ему и партнеру. И поэтому в эти пять – семь минут звучания номера исполнители выкладываются настолько ярко и интересно, что это каждый раз захватывает публику. У басов - представителей одного и того же типа голоса, масса индивидуальных особенностей тембра, выразительной палитры исполнения, актерского темперамента. Каждый интересен по-своему. Басы вполне могут «вытянуть» всю концертную программу – так уже неоднократно было, и публика это принимает с удовольствием. Но и в задуманном Дмитрием Сибирцевым проекте совместного выступления басов и теноров – своя прелесть, в этом заключена особая интрига».

 

Вместо заключения

Седьмой международный фестиваль «Басы XXI века» прошел с большим успехом. В нем, как и в большинстве прошлых фестивалей, была своя «изюминка» - совместное выступление басов и теноров. Впрочем, это все-таки нарушило изначальную «чистоту жанра» самарского фестиваля, уникальность которого именно в исключительно басовой ориентации, и этим вряд ли стоит поступаться.

 Фестиваль должен непременно развиваться. В его афише может быть больше оперных спектаклей, благо, вскоре обещан долгожданный «Борис Годунов», в котором целая когорта басовых партий. Желательно продолжить традицию приглашения на фестиваль корифеев оперной сцены – их, к сожалению, все меньше. Искусство таких мастеров дорого любителям вокального искусства и являет собой образец и высокую планку для молодых исполнителей – вспомним выступления на прошлых фестивалях Александра Ведерникова и Бранислава Ятича.

 Необходимо также разорвать железный обруч популярного репертуара, шире знакомить слушателей с необъятным, в том числе и современным басовым репертуаром, по возможности уменьшить число повторных исполнений одних и тех же произведений в концертах одного фестиваля и в программах выступлений солистов – постоянных участников фестиваля.

Хочется думать, что отныне фестиваль «Басы XXI века» будет проводиться с большей, чем в последние годы, регулярностью и станет брендом не только самарского оперного театра, но и в целом культурного пространства Самары.

 

 


Design and programming BBSOFT DESIGN GROUP &