18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сами себя напугали

«Теперь каждый кадр – это целое испытание»

Доторгуются до базара

Все хорошо, прекрасная газета

В Самаре завершился первый блок традиционного международного фестиваля

Валерий ИВАНОВ
№ 215 (6163) от 22.11.11

«Басы ХХI века»: Али Аскеров и Ко

 

Два концерта погрузили слушателей в атмосферу вокальной лирики и оперных страстей

 

Фестиваль «Басы ХХI века», который, безусловно, является самарским эксклюзивом, отличают не только обширный список первоклассных вокалистов-участников и тщательный подбор программ, но и высокий уровень музыкального сопровождения и «подачи» спектаклей и концертов. Именно это способствует тому, что прописанный в провинции фестиваль «держит марку» и каждый раз становится заметным событием музыкальной жизни страны.

 

В плену камерной лирики

По сложившейся традиции, один из фестивальных вечеров посвящается романсу. Эти вечера уже представили самарским слушателям широкую панораму мировой камерной лирики. Так, на IV фестивале 2002 года запомнились исполненная в фортепианном сопровождении Дмитрия Сибирцева программа «О любви на разных языках» и сольный концерт выступившего в ансамбле с местным квартетом Non-Stop народного артиста СССР Александра Ведерникова. А на VI фестивале 2008 года – концерт «Шедевры камерной лирики» и «Басы ХХI века» о любви», в котором принял участие составленный, в основном, из музыкантов самарского филармонического оркестра камерный коллектив «Симфониетта».

Прошедший 17 ноября концерт нынешнего фестиваля «Я помню вальса звук прелестный», как следует из его названия, был посвящен, в основном, русскому старинному романсу. Для сопровождения певцов пригласили приписанный к Волжскому народному хору оркестр народных инструментов «Виртуозы Самары», который активно концертирует на самарских подмостках. По качеству звучания и даже по своему внешнему «имиджу» этот образованный несколько лет назад коллектив пока еще не вполне соответствует планке данного ему изначально названия. И это стало особенно очевидным в ответственном фестивальном концерте с певцами международного класса.

 Вряд ли были уместны не обозначенные в программе оркестровые вариации, открывшие концерт, но так и не ставшие его эмоциональной прелюдией. Впечатление несколько исправилось, когда за пульт оркестра встал изысканный столичный дирижер и инструменталист лауреат международных конкурсов Юрий Медяник, который готовил с коллективом вокальную программу фестивального концерта. Однако и он не преминул воспользоваться возможностью исполнить с оркестром броский баянный номер «Донская рапсодия», с трудом вписавшийся в заявленную концертную программу.

Старинные романсы пользуются неизменным успехом. С течением времени сформировался некий «джентльменский набор» наиболее популярных романсов, которые кочуют из одной концертной программы в другую и которые публика готова слушать, кажется, без конца. Именно они составили значительную часть программы нынешнего фестивального концерта. При мастерском исполнении даже самые запетые шлягеры обретают новые краски и способны по-настоящему разбередить душу. Этого добился азербайджанский певец Али Аскеров, могучий бас которого на редкость мягко и проникновенно звучал в романсах «Не пробуждай воспоминаний» Петра Булахова и в давшем название концертной программе романсе Николая Листова.

Солист «Геликон-оперы» и Большого театра России Михаил Гужов сумел «укротить» лавину своего голоса, представ чутким лириком в романсе Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье», а Владимир Байков, «европеец» по исполнительской манере, продемонстрировал свойственные ему выразительность и отточенную фразировку в гротесковом романсе Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского «История про бублики…». Обладающему яркой артистической индивидуальности Владимиру Огневу особенно удалась знаменитая «Блоха» Мусоргского, а вот в романсе Чайковского «Благословляю вас, леса», прозвучавшем подчеркнуто камерно, не доставало размаха и истовости душевного откровения.

Нет возможности перечислить более чем два десятка произведений, составивших программу вечера, в котором приняли участие также солист Минской оперы и Большого театра России Андрей Валентий, солист «Геликон-оперы» Алексей Дедов и самарец Андрей Антонов. По давно сложившейся традиции в заключение концерта вся великолепная семерка басов исполнила несколько номеров «сообща». Это были русские народные песни «Вдоль по Питерской» и «Эй, ухнем».

 

В порыве оперных страстей

Состоявшийся 19 ноября концерт «Гала-опера» позволил басам - участникам фестиваля проявить свою творческую индивидуальность в еще большей степени, ведь именно опера – их основное призвание. При этом впечатление от выступления каждого из них во многом определили выбранный репертуар и трезвая оценка своих возможностей.

И снова – высшие дифирамбы Али Аскерову. Все три исполненные им номера – арии Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта и Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, а также романс Фиеско из вердиевского «Симона Бокканегры», в которых не обойтись без сочного, насыщенного - особенно в нижнем регистре - тембра голоса и выразительной фразировки, прозвучали безупречно. С особым внутренним накалом и самоотдачей Андрей Валентий исполнил арию Кутузова из «Войны и мира» Прокофьева и песню Варяжского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова. В голосе певца покоряют, прежде всего, широкая кантилена и благородство манеры. В исключительно технически сложном и потому редко звучащем в концертах рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки Михаил Гужов выплеснул фейерверк эмоций и блеснул отменной артикуляцией в предельно высоком темпе певческой скороговорки, без которого этот ударный номер теряет свою «эксклюзивную» эффектность.

На мой личный вкус именно эти три вокалиста в наибольшей степени соединяют в себе качества, присущие исконно русским басам со свойственными их голосам мощью, свободой и размахом, а также идущей из глубины души выразительностью исполнения.

Алексей Дедов более всего раскрылся в развернутой бас-баритоновой арии Фридриха из комической оперы Вагнера «Запрет любви».  Ее премьера (с названием «Запрет на любовь») на днях состоялась в «Геликон-опере». А Владимир Огнев – в бравурной арии Мустафы – персонажа комической оперы Россини «Итальянка в Алжире». Эту арию певец исполнил во впервые осуществленной на отечественной сцене ее недавней постановке в санкт-петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье». Андрей Антонов исполнил арии Демона из одноименной оперы Рубинштейна и Кончака из «Князя Игоря» Бородина.

Концерт шел в сопровождении симфонического оркестра Самарского оперного театра. В этот вечер, сменяя друг друга, за пульт вставали два новых дирижера театра: лауреат международных конкурсов Виктор Куликов и Евгений Хохлов. Оба молодых маэстро показали себя тонко чувствующими стилистику оперных сочинений композиторов разных эпох. Под их управлением оркестр чутко аккомпанировал  участникам-басам, практически каждому из которых выпало петь с обоими дирижерами. Хохлов блестяще продирижировал открывшей концерт увертюрой к «Руслану и Людмиле» Глинки, а Куликов – куплетами Мефистофеля из «Фауста» Гуно, которые компания басов исполнила мощным секстетом.

После вечера «Гала-опера» VII международный фестиваль «Басы ХХI века» взял тайм-аут. Его заключительным аккордом станет назначенный на 9 декабря грандиозный концерт, в котором примут участие и уже выступившие на фестивале Али Аскеров, Андрей Валентий, Андрей Антонов, и новые лица - украинец Тарас Штонда и поляк Яцек Янишевский, и гости фестиваля «Басы ХХI века» – участники арт-проекта Александра Сибирцева «Тенора ХХI века».

 


Число просмотров: 3687.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Август 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Новости в фото








реклама