18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Генплан Самары внесли изменения

Почем фунт земли

№31 (7084) от 11.08.16

Поймать ловца

Чеховская Анюта обрела новый дом

Валерий ИВАНОВ, Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
№ 72 (6020) от 27.04.11

В Самарской опере состоялась очередная премьера. Владимир Васильев подарил городу один из своих лучших балетов.

Интересна сама по себе история создания балета «Анюта». Великий танцовщик ХХ века, выдающийся хореограф и театральный деятель Владимир Васильев сочинил его на основе одноименного телебалета. Импульсом к работе хореографа над чеховским сюжетом послужила музыка композитора Валерия Гаврилина, вдохновившая и Александра Белинского, который задумал создать балетный телеспектакль по рассказу писателя «Дама с собачкой» и написал сценарий «Анюты».

Премьера балета состоялась в 1986 году на сцене неаполитанского театра Сан Карло, а затем, полгода спустя, в Москве, в Большом театре. В буклете к премьере «Анюты» в Большом театре Владимир Васильев откровенно признался: «Когда я услышал музыку Валерия Гаврилина, со мной произошло то, что называется импульсом в работе творческого воображения. Мне и сейчас кажется удивительным слияние этих двух художников - художника слова и художника музыки. Средства, которые мы избрали, новыми в области классического танца не назовешь. Скорее это поиски уходящих в прошлое замечательных форм балетного спектакля. Здесь есть лирика, романтика, гротеск, комедийность, драматизм и трагизм ситуаций и положений»

Партию Анюты Владимир Васильев создавал специально для Екатерины Максимовой.

Владимир Васильев, являющийся хореографом-постановщиком спектакля, приехал в Самару перед премьерой для окончательной доводки спектакля. До этого большая работа была проделана под руководством ассистента балетмейстера спектакля Кирилла Шморгонера, ученика Васильева, который хорошо знает хореографию «Анюты».

Дирижер-постановщик спектакля – Виктор Куликов. Это самарский дебют молодого дирижера, недавно  приглашенного в труппу оперного театра. Сразу хочется отметить, что дебют оказался успешным. На протяжении всего спектакля оркестр звучал очень достойно, я бы даже сказал – по-особому интеллигентно, чутко передавая колорит проникновенной музыки Валерия Гаврилина. Не было ни излишнего ажиотажа, ни прессинга децибелами, да и танцовщики, судя по всему, чувствовали себя достаточно комфортно.

Балет оформил московский сценограф Виктор Вольский, художник по костюмам - ушедший из жизни Рафаил Вольский. Декорации и костюмы помогают воссоздать чеховскую атмосферу сценического  действия. Правда, в оформлении городских сцен не достает красочных кулис, чернота которых несколько подавляет изображенную на заднике полную воздуха панораму провинциального городка. Это усугубляется пока что не вполне внятной световой партитурой.

В сценическом варианте «Анюты» явственно ощущается ее киношный прообраз. Достаточно сказать, что в сценарном плане балета 15 картин, следующих на музыке одна за другой с неумолимой, почти кинематографической неизбежностью, без каких-либо пауз и остановок на чистую ли перемену или на переодевание исполнителей.

Для самарских артистов, которые танцуют «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Дон Кихота» и другие балеты классического наследия,  хореография «Анюты» не должна представляться сверхсложной в техническом плане. Однако этот балет предъявляет к исполнителям совершенно особые требования. В нем не спрячешься за внешнюю форму, красивую позу, четко исполненный технический трюк. Каждую роль нужно пропустить через себя, найти ее психологический подтекст и суметь донести все это до зрителя. Таковы требования жанра драмбалета, к которому относится «Анюта».

Образ главной героини – с особенно глубоким психологическим подтекстом. Он в непрерывном драматургическом развитии, и для выявления всех его пластов нужен особый драматический талант. Анюта в первых картинах балета, в его центральных эпизодах и в финале предстает в совсем не похожих одна на другую человеческих ипостасях. Главное в ее характере – дремавшее до поры до времени страстное желание быть счастливой, и это, в конечном счете – благодаря пронзительному таланту Антона Павловича Чехова, проникновенной музыке и удивительно точной и выразительной хореографии - заставляет оправдать в ней то, что далеко не всегда можно оправдать в человеке. Ведь Анюта по существу бросила в беде отца и двух младших братьев, оставила любимого человека - чем не Негина из «Талантов и поклонников» А.Островского, и, выйдя за нелюбимого, закружилась в жизненном вихре, безмятежно ловя крупицы земных радостей.

Все это – драматургическая суть образа, которую нужно передать посредством танцевальной пластики, одухотворяя и насыщая подлинным чувством, эмоциями каждое движение, каждый  сольный номер и ансамбль с тем или иным партнером. Екатерине Первушиной - исполнительнице партии Анюты в первом премьерном спектакле многое удалось. Внешне артистка чем-то неуловимо напоминает музу Владимира Васильева, на которую сочинялась эта партия. Артистка особенно убедительна в лирических дуэтах, в игровых сценах первого действия, когда ее героиня пока еще чувствует себя достаточно беззаботно, в искрометной тарантелле на балу, когда можно просто отдаться танцевальной стихии. С течением времени у Первушиной наберут градус и более драматические эпизоды партии.

Психологическая достоверность, пожалуй, самый важный компонент в палитре выразительных средств, необходимых исполнителю роли отца Анюты Петра Леонтьевича. Владимир Шачнев хорошо справился с ролью, достоверно, без излишнего нажима проживая на сцене судьбу своего персонажа. Шумный успех сопутствовал Дмитрию Голубеву – исполнителю острохарактерной, почти гротесковой роли богатого чиновника Модеста Алексеевича. Артисту удалось, избежав шаржировки и игры на публику, воплотить характер своего персонажа, в основном, за счет точной передачи пластического рисунка роли – благо, здесь хореограф дал волю своей фантазии.

Дмитрий Пономарев практически безупречен в роли блестящего красавца и провинциального льва-обольстителя Артынова. Артисту помогают хорошая школа и выигрышные внешние данные. Не выходя из образа, он уверенно, с азартом выполняет сложные технические элементы, не прибегая при этом к деланной красивости и позе. У Виктора Мулыгина, исполнителя несколько отступившей в тень партии влюбленного в Анюту студента, две развернутые дуэтные сцены с героиней. Их хореографию с достаточно сложными поддержками отличает классическая ясность и сдержанная эмоциональность. Все это есть в природе артиста, а его ансамбль с Екатериной Первушиной обрел в этой постановке новые краски и драматургическую цельность.

В «Анюте» прекрасно поставлены массовые сцены. Бульвар провинциального городка буквально кишит разношерстной публикой. Здесь, помимо главных персонажей, чиновники и офицеры, студенты и щеголи, цыганки, дворник и старый шарманщик. И для каждого, даже второстепенного персонажа найдены свои колоритные пластические штрихи, никто не остается вне мастерски разработанной хореографической партитуры, в которой лирика соседствует с мягким юмором и с ироническими акцентами. А все вместе это берущие за душу, ностальгически пронзительные картинки ушедшего российского быта. Бездна гротеска в «канцелярских» сценах, в которых пластика обитателей департамента - чиновников обретает особую вычурность и абсурдную нелепость.

Сегодня в самарской балетной труппе достаточно способных артистов для того, чтобы в таком балете, как «Анюта», в котором множество снабженных индивидуальными чертами характера персонажей, обеспечить несколько достойных составов исполнителей. Это не значит, что уже на премьере все было, как говорится, в ажуре. Артистам подчас не доставало слаженности и пунктуальности в мизансценах, особенно в массовых эпизодах, не всегда удавалось удержать нужный тонус действия, которое должно безусловно захватить зрителей где своим драматизмом, где яркими эмоциональными всплесками, а где и пронзительной грустью.

Премьера прошла с завидным успехом. Хочется думать, что у «Анюты» на самарских подмостках будет счастливая судьба.


Число просмотров: 5152.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Апрель 2015 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Новости в фото










реклама